Фильм называется «Гололед». Но с тем же успехом ему подошли бы и другие имена: «Апокалипсис сегодня», «На последнем дыхании», «Почему взбесился господин Р.?», «Мужчина и женщина», «Коррида любви», «Головокружение», «Автокатастрофа». Гололед - это, скорее, стилистическое определение: зрители теряют почву под ногами, их заносит, крутит, слепит огнями надвигающихся автомобилей и бросает в черную дыру, в глубине которой уже крутятся, раскинув руки-ноги, фигурки персонажей. По жанру «Гололед» - киберпанк без единого фантастического допущения. Или детективный триллер, в котором не совершается, возможно, ни одного преступления. Или порнофильм без обнаженки. Или трагедия безумной любви между незнакомыми людьми. Или история болезни, написанная психиатром, страдающим тяжелым раздвоением личности. Или философский трактат об исчезновении времени и пространства за лживой чертой миллениума, сложившийся из отблесков ночной рекламы на стеклах автомобилей.
Только на первый взгляд герои «Гололеда» - это запутавшаяся в собственной игре блондинка-адвокат и плачущий адвокат. Настоящие герои - стертая «дворниками» морось, неоновые блики, размытые отражения, - возможно, тоже воображающие себя людьми. Или время, застывшее на часах в ночном приемном покое глазной клиники. Или пять человеческих чувств, каждое из которых подвергается на протяжении фильма изощренной агрессии. Или - сама видеокамера, способная проявить зыбкость бытия, ужас пустоты, распростертой прямо под ногами. А, может, настоящий герой - человек в муравейнике фаст-фуда, лицо которого на мгновение попало в объектив камеры, наделенной стрекозьим даром фасеточного зрения. Каждому, кто увидит «Гололед», предстоит найти собственные ответы на эти вопросы. Единственное, что можно посоветовать: смотрите фильм два раза подряд. Пейте его осторожно и бездумно, как инопланетный алкоголь. Не верьте глазам своим. Безусловно в этом зыбком фильме только одно: «Гололед» снят так, как еще никто и никогда в России не снимал. А закрывает он эпоху или кладет начало новой - еще один, возможно, главный вопрос
Михаил Трофименков (журнал Premier, февраль 2003)
Режиссер: Михаил Брашинский
В ролях: Виктория Толстоганова, Илья Шакунов, Сергей Иванов, Максим Курочкин, Егор Пазенко, Сергей Шемаркин, Татьяна Друбич, Дмитрий Прокофьев, Ольга Глушко, Константин Юшкевич.
Journal information