Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Categories:

Музыка/La musica (1966), реж. Маргерит Дюрас/Marguerite Duras

- Впредь я - единственная, которая запретна для тебя.
- Моя жена…


Музыка/La musica

Фильм Маргерит Дюрас “Бакстер. Вера Бакстер” мне понравился, и я решил ближе познакомиться с её творчеством. Оказалось, она была не только режиссёром, но также и сценаристом (например, сценарий картина “Хиросима, любовь моя” – её рук дело), и актрисой, и писательницей. Многие её романы переведены на русский, но литературного таланта Дюрас я пока ещё не оценил, постараюсь сделать это в скором времени, а вот дебютную кинокартину “Музыка” посмотрел. Это тоже фильм-разговор, чего, в принципе, я уже ожидал. Но на этот раз это разговор мужчины и женщины. Если в двух предложениях, то сюжет таков: Мужчина лет сорока встречает в кафе девушку лет двадцати, и проводит с ней день – они много разговаривают. После того, как они расстаются, он встречает в отеле другую женщину, свою бывшую супругу – они разговаривают ещё больше. Вот, в принципе, и всё действие.

Музыка/La musica

Слова. Придуманы для общения, но разобщают, даже самые правдивые из них “изрекаются ложью”, что уж говорить о тех, которые призваны спрятать истину. В первую очередь от самого себя. Чтобы до неё добраться нужно высказать тысячи слов и выслушать не меньше. Необходимо прожить с человеком жизнь (сначала счастливую, затем несчастную), потерять его в разводе, не видеться три года, встретится вновь, чтобы понять, что теперь счастливым тебе точно не быть…

Музыка/La musica

Музыка/La musica

В картине “Вера Бакстер” музыка за кадром не умолкала, в "Музыке" же, вопреки названию, её почти нет. Но при этом ею пронизан весь фильм. На вступительных титрах а капелла звучит одна из песен цикла "Зимний путь" Франца Шуберта. Затем эту же мелодию напевает девушка в автомобиле (и внимательный зритель понимает, что это она пела вначале фильма), а чуть позже наигрывает её на рояле в холле отеля. Но, несмотря на кажущуюся незначительность этих эпизодов (если невнимательно слушать и не пытаться вникнуть в то, что прячется за словами – любой из эпизодов покажется незначительным, а сам фильм – скучным), музыка эта является ключом к пониманию всей картины, на что и намекает её название.

Музыка/La musica

Песенный цикл «Зимний путь» написанный Шубертом на стихи поэта-романтика Вильгельма Мюллера, состоит из 24 песен, которые объединены одним лирическим героем, но не имеют строгой сюжетной увязки друг с другом. Между тем, связь здесь другая, и слушатель наблюдает развитие не сюжета, но душевного накала. Порядок песен в цикле строго выстроен – они словно лестничные ступени вниз, на самое дно отчаяния. Измена становится стартовой точкой, с которой начинается падение героя, его предали, он раздавлен и отправляется в странствие, из которого не собирается возвращаться. Закономерный итог печальных скитаний – безвестная кончина.

Музыка/La musica

Шуберт облёк эту историю в прекрасный цикл, Маргерит Дюрас сняла об этом фильм. Но, конечно, Дюрас рассказала свою историю, ни в коем случае не повторяя композитора, местами даже явно споря с ним (ещё бы: у композитора мужской взгляд на трагедию, у режиссёра - женский). Но это противоречие подходов, а на глубоком чувственном уровне – высказывания обоих творцов очень созвучны. Только у Дюрас вместо нот – буквы, из которых вырастает трагедия взаимного одиночества. Когда двое любят, но никогда не смогут быть вместе, не из-за каких-либо объективных причин, а в силу своей внутренней природы.

Музыка/La musica

ПС. Если в театре висящее на стене ружьё обязательно выстрелит, то в кино показавшийся в кадре пистолет может так и не прозвучать.

ППС. Маргерит Дюрас придаёт особенно пронзительное звучание своей истории, опираясь на произведения искусства, ставшие классикой. Помимо "Зимнего пути" Шуберта органично вплетена в повествование картина Эжена Будена "Дамы на пляже".

Музыка/La musica

Tags: Маргерит Дюрас, мои рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кубическа сила CXXII

    он на подлёте – в бетонные соты рвётся, ревёт мотор запах и сор, но прекрасен обзор — я на посту – чердак стрелка на шаг, и сгущает мрак…

  • Кубическа сила CXXI

    За безумным танцем разноцвета, сочетанием света и тени, яростью звука – средоточие чувств лени, ожидание тепла лета, всепронзающая скука.…

  • вспоминая нау

    босанова, босанова — танцуй меня так! мне нравится слово

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Кубическа сила CXXII

    он на подлёте – в бетонные соты рвётся, ревёт мотор запах и сор, но прекрасен обзор — я на посту – чердак стрелка на шаг, и сгущает мрак…

  • Кубическа сила CXXI

    За безумным танцем разноцвета, сочетанием света и тени, яростью звука – средоточие чувств лени, ожидание тепла лета, всепронзающая скука.…

  • вспоминая нау

    босанова, босанова — танцуй меня так! мне нравится слово