

Сегодня я посмотрел две "Территории" - сначала 2015-го года, затем 1978-го. Первый фильм мне понравился, но второй понравился ещё больше, и был бы он превосходным, если бы не одно "но". И "но" это - очень существенное, почти перевешивающее все выигрыши (а их очень много) старой версии перед новой, поскольку сводит на нет всю картину. Фильм идёт полтора часа (против двух с половиной второй экранизации) и обрывается практически на середине сюжета, того, который известен нам по картине Мельника (сужу по ней, потому что литературного первоисточника - одноимённой книги Олега Куваева - я не читал). Не знаю, что это было - или результат цензурного вмешательства в кинопроизводство, или ещё что-то, но факт остаётся фактом: Горин сломал ноги, Баклаков с золотом отправляется Чинковым в правление, сюжет подходит к самым трагическим и драматическим моментам, а в следующем кадре - угрюмый Чинков под музыку Артемьева ходит по уже освоенной Территории, посещает надгробие дяди Кости. Титры "Конец фильма". Свет включается, в голове недоумение...
Это о том, что в этом фильме (возможно - и на это я очень надеюсь - что это просто копия мне такая досталась, но других я не видел в сети) плохо. Далее о том, что в нём хорошо.
Мне очень нравится актёр Константин Лавроненко, но Донатас Банионис мне нравится ещё больше, роль Чинкова в советской версии исполняет именно он. Под стать ему и Монголов - в его роли занят великолепный (и явно недооценённый) актёр, известный больше ролями негодяев самого разного пошиба, чем положительных героев, Юрий Шерстнёв. Остальные актёры мне не известны, кроме появившегося в московском эпизоде Глузского (он и был тем замминистра, которого Чинков убедил выделить денег, предъявив ему намытое на Территории золото).




Любовная линия сведена на нет. Тамара, дочь (а не внучка) Кьяе, появляется лишь в двух эпизодах, и нет никаких намёков на чувства между ней и Баклаковым. А персонаж Ксении Кутеповой и вообще отсутствует, соответственно, нет и голоса за кадром с пространными монологами (единственный из них, который, по-моему, следовало бы оставить в версии 2015 года - заключительный), объясняющему зрителю то, что в фильме 1978-го проговаривали в беседах герои картины, и получалось даже понятнее. Вообще, многие мелкие логические нестыковки или кажущиеся надуманными эпизоды (как фраза Кефира об "индийском танце"), которые есть в новом прочтении, в старой ленте - понятны и обоснованны.
Действие в советском фильме происходит в 1955-м году, через десять лет после войны. В картине Мельника действие перенесено в 1961-й, чтобы показать эпизод с ликованием народа по поводу полёта в космос Гагарина. Несомненно - это один из лучших эпизодов новой версии, потому такой перенос оправдан. Но несомненно также и другое: новая "Территория" - это не только (и не столько) художественное, сколько идеологическое произведение. То, что было производственной лентой о тяжёлом труде геологов, стало песней во славу советской эпохи. Ничего плохого я в этом не вижу - это отлично, но качество самого фильма от этого страдать не должно.
Конечно, старый фильм новому уступает картинкой - и плёнка не "Свема", и камеры другие, и, вообще, снято всё очень и очень красиво, видно, что денег найдено было на этот проект гораздо больше, чем на тот - но в остальном выигрывает. Кроме той несуразности, о которой я написал в первом абзаце.
Напоследок сравните других персонажей в разных их воплощениях:
"Малыш"


Баклаков


Апрятин


Кьяе


Куценко


"Кефир"


Сидорчук (тот самый замминистра)


"Доктор" Гурин


Тамара (дочь/внучка Кьяе)


Journal information