Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Categories:

Хроника одной любви/Cronaca di un amore

Хроника одной любви-Cronaca di un amore

Этот фильм можно было бы назвать «Не будите спящую собаку». Именно «собаку» — женского рода. Не кобеля. Сучку.

После семи лет счастливого брака миллионер Энрико Фонтана случайно находит несколько фотографий своей супруги до замужества, и понимает, что даже представления не имеет, каким человеком она была до встречи с ним. На фото нет ничего предосудительного – обычные снимки обычной девушки, но выглядит она на них более жизнерадостной, хоть и жила тогда в бедности. Чтобы узнать о прошлом своей жены, миллионер нанимает частного детектива, который отправляется в родной город Паолы (так зовут супругу богача), откуда она уехала сразу же после замужества, и больше никогда не возвращалась. Родственников у неё не было, осталась лишь парочка друзей. Ухватившись за эту тонкую ниточку, детектив раскопал то, что так старательно пыталась позабыть Паола, от чего она и бежала в золотую клетку удачного замужества. Прошлое, оставленное на годы в темноте забвения, выскочило на свет внезапно, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке» (ну да, без любви не обошлось) и начало мстить. Гвидо (бывший любовник Паолы) ищет с ней встречи, чтобы предупредить о подозрительном типе, рыскающем по городу и задающем неудобные вопросы… Но от бывшего до настоящего — лишь одна встреча.

Хроника одной любви-Cronaca di un amore

Дебют художественная лента Микеланджело Антониони (до этого было с десяток короткометражек и документальных лент) была снята им в достаточно зрелом возрасте (режиссёру было уже 38 лет), в ней он сразу же обозначил ту область, в которой будут вестись дальнейшие его киноисследования – человек и выдуманный им мир. Каждый выстраивает свою реальность, исходя из одному ему известных правил (). Следуя общему течению или выгребая против него, мы живём внешней жизнью; что происходит в это время внутри нас – неизвестно никому, даже нам самим. Но, даже не зная, что именно происходит, мы ощущаем происходящее на каком-то сверхчувственном уровне. Знает ли леска, когда порвётся? Вряд ли. До последнего момента она уверенно тянет привязанный к ней крючок, вытаскивая рыбу, за которую тот зацепился, и лишь лопнув, понимает, что груз был слишком тяжёлым. Так рвётся струна, пытаясь взять темп и ритм, соответствующий настроению пьяного от вина и хорошей компании гитариста. Так вновь ныряет в любовь Гвидо (уже брошенный однажды Паолой), думая, что справится с девятым валом спавшего долгих семь лет чувства, и, лишь попав в круговорот, понимает, что может утонуть.

Хроника одной любви-Cronaca di un amore

Упакованная в меха, косметику и дорогой парфюм, Паола пытается вернуть огонь прошлого, олицетворением которого является Гвидо. Но потухшего пламени не возродить, в лучшем случае его можно разжечь ненадолго костерок адюльтера, что и произошло. Но та же причина, которая развела их в первый раз, вновь приведёт к разрыву — это смерть. Человека, который «мешает воссоединится влюблённым», как они себя старательно в этом уверяют. Семь лет назад это была невеста Гвидо, с которой он должен был пожениться, ныне — законный супруг Паолы. Но на самом деле, нет между старинными любовниками никакой любви, есть только желание, чтобы она была. А ещё есть просто желание, которое очень просто удовлетворить, но это не приносит ничего, кроме душевного опустошения.

С человеком вместе растут на протяжении всей его жизни и его дефекты. Растягиваются родимые пятна и шрамы, становятся ещё более крупными нос или уши, увеличивается плешь, обвисает живот и грудь. Растёт и вина, не изжитая, а спрятанная на дно души, забитая в тёмный уголок. Вы надеетесь, что она там благополучно умерла? Зря надеетесь, она стала ещё сильнее, злее, напористее и беспощаднее, и чем дольше томилась в темнице памяти, тем яростнее она будет мстить за все эти годы. Это только кажется, что любовникам жить вместе мешает муж Паолы. Он даже не представляет об их отношениях. Мешает им — внутренний обвинитель, один на двоих. Погибшая по их вине невеста не даёт быть счастливыми в объятьях друг друга. Вина не стала с годами меньше, а сделалась ещё более пронзительной и безапелляционной, ещё более тяжкой, ещё более страшной и непереносимой. Паола и Гвидо не могут забыть об этом – они служат друг другу напоминанием об их бездействии, которое стало причиной гибели молодой девушки.

Хроника одной любви-Cronaca di un amore

Семь лет — только кажется, что это долго, на самом деле, этого не хватит, чтобы измениться. Не удивительно, что встретившись после такой разлуки, герои фильма остались теми же. И опять заиграла та же самая пластинка, конец у этой песни известен, он остался тем же, только царапин на бороздках диска стало больше, потому и звучит эта музыка уже не так свежо, как в молодости — заикается, шипит, трещит, но продолжает крутится…

Никто не может так снимать детективы, как Антониони. Детективы только по форме, а по содержанию — это совсем другие вещи. Детективы без преступлений, но с преступниками. С расследованиями, но без арестов; без убийств, но с трупами… Подобно Борхесу, который в десять страниц шпионского квеста «Сада расходящихся тропок» вложил всю бесконечность и многомерность нелинейного времени, Антониони в строгую форму (длинный плащ и шляпа) нуар-детектива втиснул глубокую притчу о многомерности придумываемых нами миров, о том, как эти миры сталкиваются, уживаются и конфликтуют, пожирают других и пожираются другими, сливаются в одно и разливаются по стаканам души, чтобы быть выпитыми и забытыми на следующий день, когда придёт время вставать с кровати. И если Борхес к этому фильму в статье привязан лишь по моей прихоти, то позднее, уже с другим классиком латиноамериканского магического реализма — Хулио Кортасаром — у Антониони будет настоящая «связка». И вновь это будет очень странный детектив…

Хроника одной любви-Cronaca di un amore

Tags: Микеланджело Антониони, мои рецензии
Subscribe
promo postmodernism май 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments