Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Category:

Когда суперстар морально стар*

Michael Kutsche

Есть только одна вещь, ещё более грустно-смешная, чем супергерой, состарившийся физически — это супергерой, устаревший морально. Например, часть поклонников бондианы до сих пор уверена в том, что лучший Джеймс Бонд — это Шон Коннери (и до появления Дэниэла Крейга я был склонен с ними согласиться), но, признаемся честно, пересматривать фильмы франшизы периода этого актёра (да и всех остальных, кроме последней трилогии) просто невозможно. Ни как боевик, ни как детектив, ни как шпионский триллер, ни даже, как комедию, если уж, на то пошло. Мало иметь отличного актёра, идеального в образе, неинтересный фильм это не спасёт. И это справедливо не только для Бонда. Толку от того, что Вэл Килмер смотрелся в костюме Бэтмана (да и в смокинге тоже) гораздо лучше Кристиана Бэйла? «Бэтман навсегда» лучше от этого не стал. То же и с бондианой, только исследовательский интерес или киноманский зуд могут оправдать просмотр всех картин франшизы. Чем может похвастать ранний Бонд? Ретро-гламур-очарование: красивые девушки, стильные винтаж-костюмы, забавные автомобили и хитроумные шпионские примочки. Юмор… Ну, если вам по нраву старый добрый дядюшкин юмор «для тех, кому за ЧО» — то сгодится и он.

Былые Бонды устарели не только и не столько из-за прошедшего с момента их появления на экране времени. Ведь нормально же смотрятся сейчас и более старые картины других жанров, например, те же нуар-детективы (всякие «Двойные страховки», «Третьи человеки» и прочие «Касабланки»). Нет, агент 007 периода Первой холодной войны состарился морально, что для супергеройского кино (а бондиана, без сомнения, относится именно к этому жанру) непростительно. Герой должен соответствовать эпохе зрителя. Точнее, он должен быть вне эпох, универсален для любого времени, потому его геройство должно основываться на незыблемых человеческих ценностях. Что такое кино о супергероях – это современный миф, а любой миф, по сути своей, универсален. Только соответствуя этой своей сути, он и будет жизнеспособен. Бороться за правое дело и быть серьёзным в своей борьбе – только такой герой всегда придётся ко времени (кроме, конечно, эпохи вырождения, и хочется надеяться, что она уже прошла). А герой-хохмач – это персонаж анекдотов, которые, как известно, быстро обрастают бородой.

Каждый новый актёр в роли Бонда – это перезапуск франшизы, который почти всегда коммерчески успешен, но только последний рестарт вывел бондиану на уровень чего-то более значительного, чем просто стрелялка с пикантным юморком и бесчисленными сексуальными трофеями в VIP-апартаментах агента. Бонд Крэйга – это переосмысление мировых мифов и сотворение нового. Здесь 007 абсолютно серьёзен, я не говорю, что он стал угрюм, но флёр водевиля, которым отдавала франшиза до этого, сошёл.

Вся трилогия – история возмужания героя, который в первой части трилогии ещё только получил пресловутую лицензию на убийство. Он юн, он влюблён, он дважды теряет возлюбленную (сначала она «предаёт» его, а затем погибает), он мстит, он изгнан из своего племени (МИ-6 отстраняет его от расследования, а после устраивает на него охоту), он возвращается на родину, где, защищая его, погибает символическая мать Бонда (Флеминг очень удивился бы, узнай, что одно из значений «М» можно расшифровать и этим словом). Сквозь череду испытаний и потерь рождается новый супергерой, убедительный и в наше время. Не удивительно, что следующий фильм франшизы тоже будет ставить Сэм Мендес, режиссёр триумфальных «Координат "Скайфолл"».

Вот вам история того, как многолетняя пародийная, по сути своей, франшиза под влиянием времени может превратиться в серьёзное (насколько это возможно) кино. То же случилось и с Бэтменом: хохмачество телесериала Тим Бёртон облагородил в готическую сказку, которую Джоэл Шумахер превратил в красочный карнавал, и только Кристофер Нолан сделал из этого комикса кино, которое с одинаковым удовольствием смотрят и детишки, и высоколобые интеллектуалы.

Но есть и другие, диаметрально противоположные, примеры. И здесь, наконец, становится понятно, почему иллюстрацией к этому посту стал Супермен, потому как сейчас речь пойдёт именно об этой франшизе. Классический кинообраз Супермена создан в одноимённой картине Ричарда Доннера 1978 года. А дальше начинается история длительной деградации, растянувшаяся на три сиквела (1980, 1983, 1987) и два перезапуска («Возвращение Супермена», 2006, режиссёр Брайан Сингер и «Человек из стали», 2013, Зак Снайдер), которые не идут ни в какое сравнение с первым фильмом. Даже поздние картины, несмотря на их великолепные спецэффекты и потрясающую стилистику (а уж Снайдер-то в этом знает толк), смотрятся слишком долго и скучно. Хотя, надо полагать, что «Человек из стали» окупился в прокате, раз заявлено о предстоящем продолжении «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», которое, кстати, будет и очередным перезапуском серии о Человеке в костюме летучей мыши.

Ещё один пример неудачного перезапускалова – «Терминатор», оригинальная дилогия которого мною горячо и нежно любима ещё с самого детства. Тут, я думаю, особенно расписывать не нужно и так всем понятно, кто видел эту (пока ещё) тетралогию.

В общем-то, к чему я всё это вёл? Часто слышу брюзжание о том, что перезапуски франшиз ужасны, ремейки отвратительны, а сиквелы бездарны. В большинстве случаев это действительно так, но, как по мне – все они нужны. Пусть их снимают много и разных, пусть переснимут «Ворона» и «Сканнеров», «Электру» и «Константина», «Достучаться до небес» и «Криминальное чтиво» (а что, переснял же «Психо» Хичкока Гас Ван Сент)… А мы посмотрим. Понравится – хорошо, не понравится – скажем наше громкое «фууууу» презрения. Но главное: пусть снимают! Фильмов должно быть много, тогда есть шанс, что среди них и хороших будет больше…

* Как будто специально подбирал изображения немощных суперменов для двух постов подряд, но это не так – «оно само включилось»)

Tags: Бэтмен, Супермен, бондиана, киносвязи, мысли вблог
Subscribe
promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments