Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Categories:

Бардовская песня в криминальном кино

Комикс «Надя, Наденька…», сценарий Булат Окуджава

Те, кто периодически читает журнал ЖЖ, мог видеть опубликованный в нём где-то с месяц назад комикс "Надя, Наденька..." (изображение выше - взято из него) художника zahar, созданный по мотивам одноимённой песни Булата Окуджавы. Кто ещё не знаком с этим графическим рассказом (на роман - не тянет объёмом), полюбопытствуйте - это забавное произведение, которое отлично нарисовано и открывает доселе лично мне неведомые криминальные глубины творчества Булата Шалвовича, приравнивая песню знаменитого барда к классическим образчикам русского шансона.

Всё-таки, визуализация - это великая вещь! Признаюсь, с творчеством Окуджавы я знаком не сильно, и всё, что я слышал – это исключительно песни из кинофильмов (хотя, конечно, и таких номеров наберётся не меньше десятка, а то и больше, но специально я этим никогда не интересовался): "Комиссары в пыльных шлемах", "Госпожа Разлука", "Арбат, мой Арбат", "Десятый десантный батальон", "Песня красноармейца" (та, что в "Кортике" про того, кого не любит пуля), «Капли датского короля» и т.д. Уверен, что слышал гораздо больше (поскольку окуджавовские песни в огромном количестве разбросаны по полю отечественного кинематографа), но идентифицировать их, как «песни Булата» не могу. Интересно, что бардов советский кинематограф любил, хотя и не регламентировал эту любовь официально. Песни «оттепельных скворцов» можно встретить во многих картинах отечественного кинематографа – от производственных лент до комедий самого разного жанра. Кроме криминального.


Комикс, позволив взглянуть на бардовское творчество с несвойственной ему стороны, натолкнул на размышления по поводу того, что на самом-то деле жанр КСП (хочу предупредить, что я не силён в классификации, и могу серьёзно путать термины, но для меня и эти три буквы, и авторская песня, и советские барды – синонимы, допускаю, что я глубоко заблуждаюсь) и жанр криминального кино – это настолько разные вещи, что навскидку не сразу и вспомнишь в каких детективах или триллерах вообще звучали такие песни. Это при том, что практически в половине советских фильмов, начиная с 60-х годов кто-то один из пятёрки Окуджава-Ким-Никитины-Визбор-Высоцкий обязательно звучали. Но вот как-то обходили они стороной детективы. Даже Владимир Семёнович в шедевре «Место встречи изменить нельзя» так и не прозвучал в песенном варианте (эпизод с Вертинским не в счёт).

Юрий Визбор в роли Мартина Бормана

На самом деле, изначальная подчёркнутая антикриминальность сообщества любителей авторской песни никак не может сочетаться жанром криминального кино. Но, это лишь на первый взгляд. Как оказалось, и это ярко видно на примере приведённого мною выше комикса, всё зависит только от точки зрения. Под мягкими звуками и нежными словами вполне можно разыскать, если старательно порыться, страшных демонов... Например, роль Мартина Бормана (начальника Штаба заместителя фюрера, начальник Партийной канцелярии НСДАП, обергруппенфюрера СА и почётного обергруппенфюрера СС, в конце войны – второго после Гитлера человека в фашисткой Германии) в сериале «Семнадцать мгновений весны» сыграл не кто-нибудь, а Юрий Визбор. Но это, скорее, исключение, которое лишь подтверждает уже озвученное мною положение дел.

Тоже ведь автор-исполнитель

Я, к сожалению, не обладаю энциклопедическими знаниями о кино и могу полагаться только на свою память, которая может и подвести, но для меня при фразе «барды в кино» первыми вспоминаются «Покровские ворота» (в этой лирической комедии Казакова песня Окуджавы стала лейтмотивом главного ностальгического посыла, да и персонаж Броневого, если вспомнить - тоже ведь автор-исполнитель, хоть и куплетов), следом за ними идёт мелодраматический китч-лубок Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (здесь песня Юрия Визбора, название которой стало и заголовком фильма, без преувеличения, стала главным героем фильма, а сама картина может восприниматься как огромный слезоточивый клип к этой композиции). Астрахан вообще любит песни под гитару, частенько в его фильмах герои - умельцы сыграть дворовые хиты или бард-шлягеры. А в псевдобиографии Высоцкого «Спасибо, что не Цой живой» он ещё и блистательно исполнил драматическую роль (кстати, лучшую в фильме). Настоящим бенефисом (закадровым) для Никитиных (и ещё неизвестной тогда Пугачёвой) стал другой отечественный лубок, горячо мною любимый и в обязательном порядке пересматриваемый ежегодно на новогодние праздники «Ирония судьбы…». Тут уж под гитарку попели от души – и женский вокал, и мужской, и трагические песни, и шутливые, и философские, и сентиментальные, в общем, всё, что душе угодно. Но опять же, криминала я здесь не вижу…

Александр Збруев в фильме «Ты у меня одна»

А это Александр Збруев в фильме «Всё будет хорошо» того же Астрахана

Это случилось уже в новую эпоху, в конце 80-х и в 90-е, когда девятый вал отечественных боевиков накрыл ошалевшего зрителя с головой. Новый жанр боевиков «про вернувшихся из Афганистана» открыл широкому зрителю новую жанр авторской песни – афганской. Телевизионный сериал «За всё заплачено», кинофильмы «Афганец», «Америкэн бой», «По прозвищу "Зверь"» и многие другие подобного рода картины предложили нового героя – вышедшего из котла войны. На титрах или подложкой для флэшбеков обычно в таких картинах звучали песни об афганской войне. Позже, в совсем уже чернушном кино режиссёры перестали стесняться и просто блатной лирики (этот жанр совсем уже далёкий, но всё же родственник бардовской песне), которая в те годы зазвучала практически во всех летних кафе и ресторанах. А сами звёзды отечественного шансона иногда даже попадали в кадр, например, Михаил Круг был замечен в картине «Апрель».

Игорь Ливанов в «Тридцатого уничтожить»

Но опять же, это всё не барды. Наверное, наиболее близко к этому жанру находится песня «Плот» Юрия Лозы, которая рефреном звучала в «Грузе 200» Алексея Балабанова. Рефреном звучит она на протяжении всей ленты, жутко неуместная на первый слух, и всё более «ужасно втемная» с каждым новым своим включением. Словно камертон, по которому отстраивается диссонанс, своим нежным, светлым и умиротворённым звучанием, на фоне которого происходили криминально-некроромантические «ужасы провинциального городка», она задавала тот уровень абсурдности, который необходим для ощущения правды происходящего на экране.

Вот, пожалуй, и всё, что я помню, кто вспомнит больше – подскажите, буду признателен.

ПС. Не могу пройти ещё мимо одного – фильм Павла Лунгина “Олигарх”. Здесь дважды прозвучала не песня, но стихотворная цитата: «И ты будешь волков на земле плодить и учить их вилять хвостом, а то, что придется, потом платить, так ведь это пойми — потом!…» Сначала цитирует покончивший с собой проворовавшийся банкир в посмертном видеопослании, затем – столичный спецслужбист высокого ранга (сразу видно, породистый “интеллигент”, одинаково верно служивший и советской номенклатуре, и новорусской олигархии) на память прочитавший не знавшему этих строк провинциальному следователю (единственному честному персонажу во всём фильме). Делает это назидательно, с укоризной: “Молодой человек, классиков надо знать… Это же Галич!”

Tags: барды в кино, коллекция, комикс, музыка
Subscribe
promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments