Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Скамейка для людей дождя

Форрест Гамп/Forrest Gump

Присев в 1994 году на скамейку автобусной остановки, и, в ожидании этого самого автобуса рассказав зрителю удивительную, забавную, но, в то же время, грустную, а местами и совсем печальную, историю своей жизни, Форрест Гамп (а вместе с ним и исполнитель этой роли, актёр Том Хэнкс) навсегда вошёл в историю мирового кино, как ещё один образ аутсайдера, обделённого провидением умственными способностями или лишённого умения поддерживать даже примитивные социальные связи, но взамен щедро одарённого чем-то иным, в данном конкретном случае - удачливостью. Кинематограф, и в этом его можно сравнить с провидением, всегда испытывал любовь к таким персонажам, и делая их слабыми в одном, дарил необыкновенную силу в других вещах. И дело не в невероятном везении Гампа или, к примеру, уникальных математических способностях Раймонда-Человека дождя. Это сила иного рода, которая позволяет крушить лёд социального отчуждения, и тогда, вопреки "нормальной" логике, аутисты, для которых даже перекинуться парой реплик с прохожим - практически невозможное дело, вдруг находят дорогу к сердцам прожжёных циников, поднимая со дна их душ такие светлые, почти забытые чувства, как доброта, сопереживание, умением любить. Олицетворением этой силы, в сущности, беззащитного перед миром индивида (ведь именно разум является главным оружием человека) и стал трогательный образ сидящего на скамейке человека не от мира сего. И появляется, кстати, этот образ не только в "Форресте Гампе"...

Вот, например, за шесть лет до появления на большом экране "парня, который точно знает, куда бежит", великолепный Дастин Хоффман в уже упоминавшемся "Человеке дождя" (1988), походя обыгрывает Тома Круза в их партнёрском дуэте, просто уставившись в невидимую точку перед собой и бормоча что-то себе под нос.Надо сказать, что, как и Хэнкс за Гампа, Хоффман за Рейнмэна получил "Оскара".

Человек дождя/Rain Man

А вот герой Джоша Хартнетта, болезненно застенчивый (но математически гениальный) Дональд, из мелодрамы "Без ума от любви" (2005), лишённый умения общаться, вдруг очаровывает и влюбляет в себя красавицу Изабель (Рада Митчелл).

Без ума от любви/Mozart and the Whale

Похоже, что скамейка в этом фильме имеет особое значение (видимо, она волшебная - никак иначе), потому её не могли не поместить на постерах картины:

Без ума от любви/Mozart and the WhaleБез ума от любви/Mozart and the Whale

Аутист Адам из фильма-имярека (2009) в исполнении Хью Демпси тоже проводит романтическое свидание со своей новой соседкой Бет (Роуз Бирн) на скамейке.

Адам/Adam

Но не только мужчины не могут соответствовать своим психологическим и душевным состоянием принятым в обычном обществе нормам, девушки тоже страдают подобными недугами. Вот в компании своей матери (Дайан Китон) на скамейку присела Карла (Джульетт Льюис), героиня фильма "Другая сестра" (1999). Милая девушка, но страдает депрессивным психозом. В отличие от упомянутых выше Хэнкса и Хоффмана, Льюис за эту роль присудили "Золотую малину". Чем уж она так здесь отличилась, лично я не знаю - Льюис, конечно, но не Льюис-Льюис!

Другая сестра/The Other Sister

Ещё одна девушка, Лайла (Йоханна Вокалек), находясь в лечебнице для душевнобольных, нечаянно влюбляется в уборщика Ника (Тиль Швайгер), который спасает её от самоубийства. После этого она накрепко привязывается (почти в буквальном смысле) к своему спасителю, всюду следуя за ним, как приклеенная. Опять автобусная остановка, опять скамейка, но на этот раз действие происходит в Германии, фильм "Босиком по мостовой" (2005).

Босиком по мостовой/Barfuss

А это уже Южная Корея, и вновь на скамейке юноша. Главный герой фильма "Марафон" (2005) - молодой человек Чо Вон, страдающий аутизмом. Его мать, желая хоть как-то социально адаптировать своего сына, сводит его с тренером по марафонскому бегу, надеясь, что тот сможет ему в этом помочь. В кадре все трое сидят на парковой скамейке: мать, тренер и Чо Вон.

Марафон/Marathon

Нередко спорт является тем средством, которое может помочь людям, испытывающим сложности в обыкновенном общении. Форрест Гамп активно занимался американским футболом и теннисом, Чо Вон - бегом. Умственно отсталый герой картины "Радио" (2003), кличка которого и является названием фильма, тоже стал подопечным тренера по футболу, найдя в лице своего наставника поддержку и понимание. Где же ещё посидеть вместе тренеру (Эд Харрис) со своим подшефным (Кьюба Гудинг-младший), как не на одной из трибунных скамеек?

Радио/Radio

А на следующей скамейке вновь романтическое свидание. И на этот раз влюблённым не нужно пробиваться друг к другу через непонимание - им прекрасно известно, что значит отличаться от большинства: и Джорджу (Паскаль Дюкенн), и Натали (Мишель Маес) диагностировали синдром Дауна. Это относится не только к персонажам, но и к актёрам, их играющим. Франция, "День восьмой" (1996).

День восьмой/Le huitième jour

Закончить эту подборку хочется ещё двумя кадрами, которые не стопроцентно подходят под тематику, но фильмы эти я очень люблю и потому не хочется их оставлять в стороне. Первый - "Пробуждение" (1990), трагическая история о том, как поражённые летаргическим энцефалитом люди, находящиеся годами в кататоническом состоянии, вдруг, под воздействием новых методов лечения пробуждаются к жизни. К сожалению, это длится недолго и после краткого периода "возвращения", они вновь уходят во внутренние лабиринты сознания, чтобы больше уже никогда не вернуться обратно. Робин Уильямс, сыгравший доктора Малколма Сэйера, получил за эту роль "Золотой глобус", а Роберт Де Ниро, за созданный им образ пациента Леонарда, выдвигался на "Оскара".

Пробуждение/Awakenings

Следующий на очереди - Джек Николсон. Играть роль психически неуравновешенных героев - можно сказать, что это его амплуа. Но в данной картине его персонаж очень даже в здравом уме, настолько, что готов имитировать душевную болезнь, чтобы поменять стены тюрьмы на палаты психиатрической лечебницы. Это, в конце концов, его и погубило - медицинские средства превратили этого полного жизни бунтаря в овощ, пускающий слюни. Классика кинематографа, "Пролетая над гнездом кукушки" (1975), первый завоёванный "Оскар" Джека Николсона после череды номинаций.

Пролетая над гнездом кукушки/One Flew Over the Cuckoo's Nest

Вот, в общем-то, и всё, что я могу вам рассказать о войне во Вьетнаме. Традиционно прошу тех, у кого в запасниках вдруг найдётся подходящий в коллекцию кадр, или желающих подсказать фильм по теме - не молчите об этом. Буду рад любым вашим отзывам!

Подборка «Лысые злодеи с обезображенными лицами»
Подборка «Персонажи со всякими хреновинами в глазах»

Tags: киноглубь, киносвязи, коллекция, скамейка для людей дождя, хит-парад
Subscribe
promo nemihail 18:00, yesterday 226
Buy for 40 tokens
Это не шутка, на днях в мэрии состоялось большое совещание, на котором приняли решение радикально поменять городскую систему транспорта. Сейчас расскажу, что столицу ждёт уже в самые ближайшие годы. Принципы по которым будет развиваться транспортный узел города, покажу новую схему…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments