Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Category:

Город гангстеров/Mob City


Не настоящий, но очень крутой детектив
…все видят отраженье в стекле и все слышат неестественный стук…
БГ. Капитан Воронин

Я люблю жанровое кино. В особенности я люблю кино двух жанров – вестерн и нуар. Вернее, я люблю те вестерн и нуар, которые сам себе придумал, поскольку, глядя классические картины про крутых парней в шляпах и пончо на лошадях или про крутых парней в шляпах и плащах с роковыми красотками под ручку, я больше удивляюсь, чем получаю удовольствие. Потому что вижу я совсем не то, чего ожидаю. Среди вестернов и детективов 30-40-х годов очень мало того, что трогает меня до удушья (а только так и можно измерить качество фильма: задыхаешься, не хватает воздуха, трудно дышать — фильм сильный, великолепный, потрясающий; во всех остальных случаях — оценка не «супер», возможно, «хорошо» или «совсем даже неплохо», но не идеал, «в который хотелось бы умереть»). Последнее закавыченное — это ещё одно моё личное определение великолепного фильма (да и не только фильма, любой вещи — песни, музыкального трека, книги, картины): тот, в котором хотелось бы очутиться после смерти, в котором можно жить вечно, уйдя в безвременье, что ожидает нас по ту сторону… Так Сайто в «Начале» Кристофера Нолана уходит в лимб, где без малого вечность ждёт появления Кобба.

В общем, я — такой поклонник нуара и вестерна, который не любит классического нуара и классического вестерна. Идеальным вестерном для меня, например, являются творения Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой» и Серджо Корбуччи «Джанго». Примечательно, что эти фильмы тёзки-итальянцы выпустили в один год, 1966-й. Почти полувековая временная дистанция уже сделала эти картины классикой кинематографа, но если их назвать классикой жанра, то это значит оскорбить истинных ценителей аутентичных ковбойских фильмов. Спагетти-вестерны Леоне и Корбуччи сродни «гэдээровским индейцам» с Гойко Митичем или «Человеку с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой, то есть, это всё равно, что для нас признать «Онегина» Марты Файнс — лучшей экранизацией Александра Сергеевича. Короче, знатоки вестерна за такие речи мне должны бы плюнуть в глаза, но только два этих фильма я считаю единственными из всего великого мирового ковбойского наследия идеальными. Эти фильмы — эталон. Абсолют. Есть ещё одна равнозначная им вещь, но она уже из другой степи — песня. «Капитан Воронин», БГ (единственная действительно гениальная вещь Борис Борисыча, тоже вестерн).

Так вот, к чему я всё это так долго и занудно веду: если с эталоном вестерна я определился давно, то с идеальным нуаром до недавнего времени дело обстояло неважно. «Касабланка», «Двойная страховка», «Третий человек» — очень хорошие картины, но чего-то в них не хватает. Видимо, так отдают пылью, что чихать хочется. «Лифт на эшафот» — прекрасно, но слишком нововолново. «Сердце ангела» — слишком мистично. И со всеми фильмами так: нужно то же самое «но без крыльев» или хотя бы «с перламутровыми пуговицами». Ведь не отнесёшь же к классическому нуару «Город грехов» или «Бегущий по лезвию», «Темный город» или «Ромео истекает кровью» — это несомненные вершины жанра, но каждый в своём роде, классикой здесь не пахнет…

На помощь пришли сериалы, вернее один из них — «Город гангстеров». Это та самая классика, как я её понимаю. Антураж эпохи, типажи, сюжет, режиссёрские ходы, актёрская игра и музыка! Джаз, в котором так много ночи. Так много тьмы. Мягкой… баюкающей… царапающей, но нежной… бьющей, но любящей… ненавидящей, но обожающей… убивающей тебя и тоскующей по тебе... Той душной тьмы алкогольного дурмана, из которой нельзя выйти на свет, можно только провалиться в другую тьму, дождливую и беспросветную… Если блюз — это «когда хорошему человеку плохо», то джаз — это когда хорошему человеку так погано, что бывшее «плохо» — это уже почти хорошо.

Главный герой — крутой неподкупный коп. Он может оказать услугу мафии, но никогда не будет работать на неё; он борется с преступностью, но не всегда законными методами. У него есть своя личная боль, и это, конечно, женщина. Расставание с любимой — это больно, но переносимо. Непереносимо, когда ей угрожает смертельная опасность из-за того, с кем она сейчас. Тут уже ничего иного не остаётся, кроме как спасти её, даже если для этого придётся кого-то убить. И пусть после этого весь город будет против тебя: с одной стороны — все гангстеры Лос-Анджелеса, с другой — все его копы, а посередине — ты. Один. Её с тобой всё равно не будет, потому что сказать о том, как погиб её любовник придётся: «Да, я убил его, и убил бы снова. Ради тебя я убил бы сотню таких, как он, и я весь мир спалю дотла, если придётся…» Больше никаких цитат и пересказов, остальное смотрите сами.

Сериал прожил один короткий сезон (6 серий) и закрылся. С одной стороны жаль, с другой — приятно, что остался законченным лаконичным высказыванием. Теперь он — как гениальное стихотворение: глубокий в своей недосказанности, прекрасный в своей краткости, прям и ясен своим ритмом, запутан во внутренних рифмах, идеален формой, честен содержанием. Таких вещей просто не может быть слишком много. Это то, что не обесценивается и становится лишь дороже со временем. Статус культового «Городу гангстеров» обеспечен, и это от слова «культура», а не от слова «культя». Иные культовые фильмы-уродцы кичутся своими инвалидными группами: кто рассказывает о психических расстройствах, кто о физиологических мутациях, кто о болезнях либидо; здесь же всё красиво — персонажи, интерьер, костюмы, поступки, мысли. Даже подлецы, трусы, вымогатели, кидалы и прочие мерзавцы здесь прекрасны в своей законченности и цельности. Это не делает их лучше, но убедительнее. Потрясает тщательность, с которой прописана реальность сериала. Она, конечно, имеет мало общего с тем Лос-Анджелесом, который в период 30-50-х годов прошлого века существовал на самом деле, но в неё поверить гораздо легче, чем в реальность нынешних Штатов.

Поставил «Город гангстеров» Фрэнк Дарабонт, довольно редко, но очень метко снимающий. Атмосфера той прошлой Америки, «которую они потеряли» — одна из составляющих его творчества. «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Мажестик» — это всё следы на той тропинке, по которой режиссёр, в конце концов, логично вышел к идеальному нуару. В одном из интервью Дарабонт признался, что он поклонник жанра — и это чувствуется в каждом кадре сериала. Так уважительно отнестись к законам жанра, и в то же время, не робеть перед ними (а если нужно – то и нарушить) мог только настоящий ценитель, понимающий толк в предмете. В итоге благодарный и восторженный зритель получает не унылый «Джонни Д» и не бессмысленный «Охотники на гангстеров» — а идеальное кино. Это сделано с любовью и для вас, поклонники нуара. Присоединяйтесь ко мне, я как раз собрался пересматривать…

ПС. Дарабонт не зря считается одним из лучших экранизаторов Стивена Кинга. Ведь Король ужасов тоже знает толк в нуаре, один его крохотный рассказ «Карниз» чего стоит, не говоря уже о других прогулках литератора на территорию гангстерского чтива. Да и ковбойскую литературу американский писатель уважает, взять, к примеру, его «Темную башню» — не зря же главными ингредиентами этого постмодернистского варева от Кинга стали вестерн и нуар. Похоже, мы вернулись к тому, с чего начали: я люблю жанровое кино, в особенности, я люблю кино двух жанров…

Режиссер: Фрэнк Дарабонт (Frank Darabont), Гай Ферленд (Guy Ferland)
В ролях: Джон Бернтал (Jon Bernthal), Эдвард Бёрнс (Edward Burns), Майло Вентимилья (Milo Ventimiglia), Нил МакДонаф (Neal McDonough), Алекса Давалос (Alexa Davalos), Джеффри ДеМанн (Jeffrey DeMunn), Роберт Неппер (Robert Knepper), Джереми Люк (Jeremy Luke), Грегори Итцин (Gregory Itzin), Дэна Гулд (Dana Gould).

СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН


Tags: 2013, Гай Ферленд, США, Фрэнк Дарабонт, кинованна, мои рецензии, нуар, сериалы
Subscribe
promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment