postmodernism

Categories:

Что вы делали 19 августа? — 5 фильмов о путче

Удивительно, но важнейшее событие российской истории почти не отрефлексировано в кино. Неудавшаяся попытка реставрации, только ускорившая распад Союза и создание российской государственности, — тема, словно бы негласно табуированная, о которой даже непонятно как говорить, а потому ее в кино показывают «либо хорошо, либо никак». Август 91-го не упоминается в мейнстримном кино, оставаясь темой для маргиналов — ТВ-продакшена, рафинированного дока или кино второго эшелона. Впрочем, чем дальше от 91-го, тем менее восторженным и тенденциозным становится взгляд кинематографа на август того года.

«NO-ONE». Режиссеры Владимир и Лев Прудкины (2017)

Влад (Георгий Марченко) — молодой дипломат, который встречается с дочкой секретаря обкома Зиной (Лиза Боярская). Дядя Влада Олег Сергеевич, генерал КГБ, женат на актрисе Тамаре. Тамара играет в любительском эротическом кино Влада. Олег Сергеевич ее ревнует, как Отелло. Желая отомстить дяде, Влад высылает ему видеокассету с фильмом.

Все эти шекспировские страсти разгораются в августе 91-го, и кроме личных проблем у Олега Сергеевича есть дела поважнее — поддерживая старый режим, он пытается подавить «беспорядки», центром которых является окруженный живой цепью Белый дом. Но Ельцин побеждает, и генерал бежит в Крым, где уже собрались все прочие участники этой драмы: Тамара отдыхает там с сыном, а Влад прибывает на день рождения Зины. Курортная идиллия становится ареной кровавой развязки, которая явно читается как эхо больших политических катаклизмов.

Фильм закрывает документальная хроника; в одном из кадров на секунду мелькает лицо Владимира Путина.

«Событие». Режиссер Сергей Лозница (2015)

Фильм Лозницы собран из черно-белой хроники, снятой восемью операторами в Ленинграде 91-го и случайно обнаруженной десятилетия спустя. На самом деле в нем ничего не происходит: пока одни москвичи строят планы спасения СССР, а другие — баррикады, ленинградцы в растерянности собираются на Исаакиевской площади и ждут новостей из столицы (на город в это время неохотно движется колонна военных из Пскова).

19 августа на Исаакиевской площади людей еще относительно мало, но во второй день выходят десятки тысяч. Демонстранты строят какие-то подобия баррикад — из картона, разворачивают моток колючей проволоки поперек площади, на все это молча взирает швейцар «Астории». Активисты раздают листовки газеты «Час пик», поэты декламируют революционные стихи, а из окна протестующих подбадривает Анатолий Собчак (рядом мы видим его помощника Владимира Путина). В конце концов заговорщики терпят поражение в Москве, и Собчак вновь обращается к людям, благодарит их за помощь. Извлечь из этой хроники растерянного бдения исторические уроки затруднительно, но Лозница, по его словам, вписывал в монтаж идею краха иллюзий. Пассивная растерянная масса управляется примерно такими же партийными функционерами, что и путчисты, бархатная революция спущена сверху одной из правящих групп, а народ и интеллигенция явно не готовы ни сформулировать свою политическую повестку, ни проводить ее в жизнь. Всем спасибо, а сейчас возвращайтесь на свои рабочие места!


«Ельцин: три дня в августе». Режиссер Александр Мохов (2011)

Середина августа 1991-го. Идет подготовка к подписанию нового союзного договора. Горбачев (Владимир Юматов) встречается в закрытой обстановке с Ельциным (Дмитрий Назаров) и Назарбаевым. Ельцин подозревает, что разговор прослушивают (так и есть), но все равно ставит вопрос о смене руководящей верхушки в стране. Он предлагает сместить Янаева, Язова и других чиновников с их постов. Заговорщики во главе с Геннадием Янаевым блокируют Михаила Горбачева на его даче в Форосе, после чего объявляют о создании ГКЧП.

Борис Ельцин в это время сладко спит — тоже на даче. Его будит дочь, увидевшая по телевизору «Лебединое озеро». В кустах за дачей — засада, но Ельцин все равно прорывается в Белый дом. Вслед за ним едет в Москву его жена Наина, прихватив не только дочерей и внуков, но и овощи с огорода: «Я их все лето выращивала!»

Снятый для «нового» НТВ (среди продюсеров — Алексей Пивоваров) фильм Мохова неожиданно для того времени выдержан в духе 90-х и идеализирует фигуру Ельцина, показывая его смелым и крепким лидером, которого вполне убедительно играет Дмитрий Назаров. В остальном это типично сериальная продукция, и месседж тут, кажется, — лишь следствие небольшого бюджета. Роль личности в этой истории так велика просто потому, что на масштабную массовку не хватило ресурса. А персонажей-заговорщиков от героев-демократов затруднительно отличить не потому, что авторы стоят на позициях Сергея Лозницы, а просто всем было не до проработки костюмов и характеров.


«Три августовских дня». Режиссер Ян Юнг (1992)

В этом снятом по горячим следам игровом фильме датского документалиста путч предсказуемо показан не как остросюжетный фон семейной драмы, но как центральное событие, отражением которого и становятся перипетии в жизни частных лиц.

Девушка с экзотическим именем Далия приезжает из Вильнюса в Москву к своему жениху Михаилу, отец которого работает в КГБ. Когда мать Михаила (Галина Польских) падает с сердечным приступом, сын едет с ней в больницу, а Далия остается наедине с будущим свекром. Перед этим у Михаила и отца случается спор: сын обвиняет отца в том, что тот отсиживается дома, когда в стране переворот.

Не выдержав тяжелой ауры, исходящей от сурового и враждебно настроенного спецслужбиста, девушка выбегает на улицу и садится в автобус. А там по шоссе едут танки, навстречу которым бросается толпа (в фильме использована хроника). Сочувствующие передают солдатам сигареты и ряженку, жгут мебель, все почему-то одеты в осенние куртки и плащи.


«Путч». Режиссеры Александр Татарский, Михаил Алдашин (1991)

Двухминутная анимационная карикатура, снятая на студии «Пилот» сразу после победы над ГКЧП. Символическая рука реваншизма призывно стучит в добротно обитые двери заговорщиков, при этом каждого из антигероев характеризует какая-то гротескная черта: у Павлова на кротком «ежике» наколоты яблоки и грибы, портрет Пуго складывается из фрагментов, как фоторобот, у Язова в руках — игрушечный танк, испуганный Янаев вот-вот расплещет чай из стакана. Всех их побеждает великан Борис Ельцин, смывающий противников в унитаз. В небеса взмывает триколор.

Источник: colta.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded