postmodernism

Category:

Кровью и потом, иногда — буквально: как снимали «12 обезьян»

Рассказывают члены съёмочной группы во главе с Терри Гиллиамом.

Пятого января научно-фантастическому триллеру Терри Гиллиама «12 обезьян» исполнилось 25 лет, и издание Inverse в честь этого пообщалось со съёмочной группой фильма. Оказалось, что он, как говорится, рождался вопреки.

Главные звёзды поначалу плохо справлялись с ролями, съёмочной группе докучали фанатки Брэда Питта, а специалисту по подбору локаций вообще пришлось спасать пару 16-летних воришек от амурской тигрицы и отдать камеру проститутке с ножом — и это при том, что производство вообще могло закончиться даже до написания сценария.

Как всё началось

Есть такой французский фантастический фильм 1962 года — «Взлётная полоса». Он идёт всего 28 минут и рассказывает о заключённом, которого посылают в прошлое искать припасы и медикаменты для настоящего. Люди настоящего живут в разрушенном войной Париже и отчаянно хотят возродить свой мир, поэтому герою остаётся лишь согласиться и отправиться в долгое путешествие во времени.

«Взлётная полоса»
«Взлётная полоса»

Спустя примерно 30 лет после выхода «Взлётной полосы» её посмотрел американский продюсер Чарльз Ровен. Он оценил фильм и послал «отвратительного качества» копию сценаристам Дэвиду и Джанет Пиплз — посмотреть, получится ли адаптация. Те сквозь ужасную запись разглядели потенциал идеи и взяли неделю на раздумия.

Сценаристы поняли, что до этого мало кто в кино рассматривал тему бактерий, рукотворных или нет, и приготовились садиться за сценарий. Однако было одно «но» — режиссёр «Взлётной полосы» даже не знал, что его фильм собираются адаптировать.

Крис [Маркер, режиссёр «Взлётной полосы» — DTF] не давал согласия на съёмки. Он вообще ненавидел все голливудские фильмы кроме «Головокружения».
Дэвид Пиплз, сценарист

Супругам Пиплз помог случай. Они встретили давнего друга Тома Ладди, который лично знал Фрэнсиса Форда Копполу — а он, по счастливому совпадению, был одним из любимых режиссёров Маркера. Более того, Коппола гостил в том же городе.

И вот сидим мы все в китайском ресторане — сценаристы, два режиссёра, никаких продюсеров и строгих костюмов. Крис Маркер с одной стороны стола, Коппола — с другой. Фрэнсис говорит: «Крис!», Крис говорит: «Да, Фрэнсис?», а тот отвечает: «Джен и Дейв ну очень хотят снять кино по твоему фильму. Они хорошие ребята, так что, мне кажется, тебе надо согласиться». И Крис сказал: «Ох, Фрэнсис, ну ладно».
Джанет Пиплз, сценарист

Один из первых вариантов черновика супруги послали монтажёру Мику Одсли. Он подумал, что «умрёт за шанс поработать над таким фильмом», но вместе с тем сказал сценаристам, что черновик совершенно непонятный. Менять его, однако, никто не собирался, и после разговора с продюсером сценаристы согласились, что на пост режиссёра прекрасно подошёл бы Терри Гиллиам.

Гиллиаму, с которым вскоре связалась команда, сценарий очень понравился, но у него в разгаре была работа над адаптацией романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах». От «12 обезьян» ему пришлось отказаться, и Ровен решил, что раз уж с Гиллиамом не срослось, сценарий надо сделать попроще, чтобы другие кандидаты на пост не растерялись.

Однако вскоре съёмки «Повести о двух городах» отменили, и Гиллиам вернулся к «Обезьянам», за которых так никто и не взялся. Когда он увидел новый черновик, он спросил:

А как так получилось, что вы испортили сценарий?
Терри Гиллиам, режиссёр

Продюсер объяснил режиссёру: его читало много людей, но никто так и не смог понять, как снять такой фильм. Гиллиам решил, что пора браться за дело.

Актёры

Студия настаивала, чтобы главного героя, Джеймса Коула, обязательно играл известный актёр, и «забрасывала» Гиллиама звёздными именами.

Тогда моё имя было у всех на слуху, люди хотели увидеть меня собственными глазами и прикоснуться ко мне. Поэтому продюсеры называли мне всё новые и новые имена: Том Круз, Николас Кейдж — всех вот этих ребят.
Терри Гиллиам, режиссёр

Но Гиллиаму всё не нравилось. В конце концов он позвонил кастинг-директору Маргери Симкин, и та посоветовала Брюса Уиллиса, который после «Крепкого орешка» был на пике славы. Он Гиллиаму тоже не нравился, но после разговора с актёром режиссёр решил, что это всё же неплохой вариант. Он честно признался Уиллису, что не в восторге от его игры (особенно от того выражения лица, при котором рот актёра напоминал Гиллиаму «задницу»), и Уиллис охотно согласился поработать над собой для новой роли.

Потом команда встретилась с Брэдом Питтом, который тоже очень хотел сыграть Джеймса Коула. Но роль уже отдали Уиллису, а образ психа Джеффри Гойнса, как боялся режиссёр, Питту будет не по зубам. Но актёр с радостью взялся за работу, да ещё и за меньший гонорар, чем обычно — как и Уиллис.

Чтобы сыграть психически нездорового человека, Брэд Питт несколько дней провёл в настоящей психбольнице
Чтобы сыграть психически нездорового человека, Брэд Питт несколько дней провёл в настоящей психбольнице

Места съёмок

Имя Гиллиама действительно творило чудеса. Скотт Элиас, специалист по подбору локаций, только-только закончил работу над другим проектом и хотел отдохнуть, но вдруг ему позвонил со-продюсер «12 обезьян» Ллойд Филлипс.

Как только я услышал «Терри Гиллиам», я подумал: «Боже мой, как бы то ни было, я в деле». Ещё Филлипс сказал: «Ты нам нужен прямо сейчас, потому что мы вот-вот потеряем место, которое очень хочет Терри». Я бросил все дела и рванул в Филадельфию.
Скотт Элиас, специалист по подбору локаций

Филадельфия и правда была идеальным городом: если даунтауны многих других американских городов к тому моменту были перестроены и осовременены, то в филадельфийском даунтауне всё ещё стояли старинные дома. Электростанция 19 века, например, послужила местом съёмок подземелья, где героя Уиллиса держат в будущем.

Съёмки сцены с медведем в даунтауне Филадельфии. Из личного архива Анны М. Элиас
Съёмки сцены с медведем в даунтауне Филадельфии. Из личного архива Анны М. Элиас

Гиллиам после съёмок антиутопии «Бразилия» (1985) вообще полюбил электростанции и захотел, чтобы одна из них появилась и в «12 обезьянах». Он, как вспоминает Элиас, «влюбился» в огромный заброшенный завод на реке Делавэр, причём настолько, что его не смущало даже аварийное состояние здания.

Именно Элиас лично убедился, что снимать там было нельзя. Он поехал посмотреть на станцию и едва прошёл несколько метров вглубь здания, как прямо перед ним рухнул огромный кусок потолка. Он отчитался о произошедшем продюсерам, но Гиллиам всё равно хотел снимать именно там, и в итоге станцию ремонтировали три месяца.

Сейчас мы бы снимали это всё в павильоне с обогревом, дорабатывали бы кадры с помощью графики, задействовали бы хромакей. Не было бы ни температуры в 15 градусов, ни столетних токсичных остатков, ни плесени с асбестом, ни птичьего помёта — короче, всего того, что можно найти в вековом промышленном здании.
Энтони Симонаитис, супервайзер по спецэффектам
Терри Гиллиам на съёмках «12 обезьян». Из личного архива Анны М. Элиас
Терри Гиллиам на съёмках «12 обезьян». Из личного архива Анны М. Элиас

Элиаса тем временем всё преследовали приключения. Команде предстояло снимать сцену в мотеле, и Элиас поехал в городок Кэмден в Нью-Джерси, чтобы найти подходящий референс. Он стоял на морозе и фотографировал какой-то мотель, и тут к его горлу кто-то приставил нож. Оказалось, в этом мотеле своих клиентов принимали проститутки, и одна из них приняла Элиаса за полицейского. Она его отпустила, но уже без камеры и денег.

Проблемы

Именно на съёмках «12 обезьян» в моей бороде начали пробиваться седые волоски.
Энтони Симонаитис, супервайзер по спецэффектам

Съёмочная группа вспоминает, что фильм будто рождался в спорах. Очень много спорили, например, Ровен и Гиллиам — о бюджете, о спецэффектах, о декорациях.

Гиллиам всё ещё был не в восторге от работы Брюса Уиллиса: по его мнению, актёр тогда «был испорчен славой», но были и более объективные причины.

Он во многом напоминал ребёнка, который постоянно испытывал границы допустимого, а потом просто оправдывал опоздания идиотскими отмазками. Однажды он вроде как получил записку от матери, и мы отпустили его на несколько дней. Вскоре к нам вернулся прежний Брюс-суперзвезда.
Терри Гиллиам, режиссёр

Но потом Уиллис из Джона Маклейна снова превратился в Джеймса Коула и в один момент, по словам Гиллиама, стал отцовской фигурой для Питта.

Брюс Уиллис в импровизированной психбольнице. Из личного архива Анны М. Элиас
Брюс Уиллис в импровизированной психбольнице. Из личного архива Анны М. Элиас

С Питтом поначалу тоже было не всё гладко. Тогда над ним, как вспоминает Маргери Симкин, висело «проклятие красивого мальчика», причём параллельно с «12 обезьянами» Питт ещё и снимался в военной драме «Легенды осени», где воплощал тот же типаж. Помогало то, что на съёмках «Обезьян» у Питта был своего рода наставник — актёр и преподаватель актёрского мастерства Стивен Бриджуотер, который играл детектива в аэропорту.

И вот в один момент [Питт] решил, что Стивен ему больше не нужен. Ужасный был день: Брэд плохо понимал, что надо делать, и знал это — поэтому всё было даже хуже, чем могло бы быть. И тут Брюс как будто переменился и стал почти отцовской фигурой для Брэда.
Терри Гиллиам, режиссёр

Но образ «красивого мальчика» всё продолжал приносить группе неприятности. Филадельфийские девушки, говорит режиссёр, угрожали сброситься с моста, а одна фанатка пробралась на съёмочную площадку в тюрьме, переночевала там и на следующий день заявилась на съёмки сцены с Питтом.

Скотт Элиас же вспомнил, как на склад боеприпасов, где у них был офис, пробрались двое подростков. Они хотели украсть из трейлера радио, и всё бы получилось, если бы в прицепе трейлера не держали самку амурского тигра. Она начала рычать на малолетних грабителей и высовывать лапы из окна прицепа, и когда Элиас прибежал на место происшествия, он увидел, как один из подростков рыдает, а второй сидит с мокрыми штанами.

Тигрица Саша. Из личного архива Анны М. Элиас
Тигрица Саша. Из личного архива Анны М. Элиас

Фокус-группы

Без нервных потрясений не прошли и тестовые показы.

Тестовые показы проводились в Джорджтауне. Публика была образованной. Ты будто ловишь волну, думаешь: «Ого, зрителям результат нравится так же, как и мне», а потом слышишь: «Не могу даже оценить увиденное, что-то я запутался». И вот это, я это никогда не забуду: «Фильм предсказуемый».
Мик Одсли, монтажёр

Дэвид Пиплз вспоминает, как один из зрителей прямо в кинозале выкрикнул «Сценариста надо пристрелить!», но как бы ни реагировала аудитория, Одсли и Гиллиам всё равно не хотели ничего менять.

Премьера

И даже на премьеру фильма в Нью-Йорке попасть было проблематично. Гиллиам говорит, что это вообще был «кошмар» и «апокалипсис» из-за сильной декабрьской метели, да и вообще он сомневался, что ставить премьеру на 27 декабря было разумным решением. Но всё получилось, и гораздо лучше, чем предсказывала съёмочная группа.

Брюс Уиллис на премьере «12 обезьян» Фото: Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection/Getty Images
Брюс Уиллис на премьере «12 обезьян» Фото: Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection/Getty Images

Джанет Пиплз радуется, что «детям не пришлось стыдиться» результата, а Джона Седу, исполнившего второстепенную роль Хосе, узнают до сих пор. Чарльз Ровен же удивляется, с каким успехом фильм прошёл в прокате.

Некоторые мои фильмы и до этого получали хорошие оценки и собирали кассу, но именно «12 обезьян» на тот момент стали моим самым большим коммерческим успехом. Тогда для фильма с бюджетом в 30 миллионов собрать в мировом прокате 168 миллионов было весьма примечательно.
Чарльз Ровен, продюсер

Источник: dtf.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded