postmodernism

Categories:

Экранизации комиксов — ожидание и реальность

Количество фильмов, основанных на комиксах, растёт с каждым годом: одни только Marvel, DC и Fox выпускают по две-три картины в год, а ведь есть ещё другие студии и несерийные произведения.

При разработке крупных киновселенных по комиксам история переписывается с нуля, слишком уж много вариаций и перезапусков пережил каждый герой. Но ведь есть и картины, снятые по отдельным комиксам, вне серий. Некоторые своей основой и названием отсылают нас к конкретным выпускам и графическим романам. Но с выходом каждого фильма поклонникам приходится задуматься — а возможна ли сейчас вообще точная экранизация какого-нибудь известного графического произведения на большом экране?

Искажённый смысл

Когда говорят о точном переносе комикса на экран, сразу вспоминают Зака Снайдера с «Хранителями». Действительно, он неплохо постарался и некоторые персонажи будто сошли со страниц книги, а сцены повторены один в один, но и тут не обошлось без изменений.

Самая полная версия фильма длится около трёх с половиной часов, но всё равно не включает в себя многие значимые моменты и сюжетные линии. Полностью исчезли похищенные художники и писатели, создававшие макеты пришельцев, а из-за этого изменился и финал. «Хранители» Снайдера заканчиваются, возможно, более современно, чем оригинал Алана Мура, но это перечёркивает на корню всё предыдущее сходство фильма с комиксом. Возможно, за это Мур и невзлюбил экранизацию и потребовал убрать своё имя из титров. Впрочем, точно так же он поступил и со всеми остальными фильмами по его произведениям.

И его можно понять. Другой фильм по его графической новелле — «V — значит Вендетта» — кажется весьма неплохим и зрелищным. Но лишь до тех пор, пока не откроешь книгу. Сразу же начинаешь удивляться, как авторы могли упустить саму идею произведения.

В книге V — не романтичный мститель, а безумный и жестокий анархист, стремящийся навести хаос в государстве. Но даже это не главное, гораздо важнее сама страна и обычные люди, которых в фильме задурманили газом пришедшие к власти фашисты. В первоисточнике все пошли на это добровольно, позволив радикалам взять правление в свои руки ради порядка и спокойствия.

Оправдание большинством людей фашизма — вот одна из важных идей книги. Но увы, в фильме всё изменили, и мы снова видим злых захватчиков и «простой народ», который радуется их свержению, хотя раньше все годами жили спокойно.

Личный конфликт

Переместимся чуть ближе к настоящему времени и более массовым комиксам и вспомним «Гражданскую войну» Мстителей (в русском прокате «Первый мститель: Противостояние»). Да, идею об акте регистрации всех супергероев из кино полностью убирать не стали, основой конфликта становится договор, но вот потом акцент сильно сместили. Капитан Америка уже бьётся не столько за свободу, сколько за безопасность своего друга детства, при этом появляется третья сторона — героев стравливает друг с другом злодей Земо.

Намекает ли это, что Капитан субъективен, а контроль со стороны властей всё-таки полезен? На этот вопрос создатели не отвечают. В комиксе Марка Миллара всё было куда более прямолинейно и жестоко — покушение на Питера Паркера после раскрытия личности, последующее бегство многих героев, убийство Голиафа клоном Тора, и никаких абсолютных злодеев.

Та же смысловая линия оказывается аналогично смазанной и в «Бэтмене против Супермена». Снова схватка между двумя героями обусловлена личными причинами (и коварством Лекса Лютора, конечно), а вопрос подчинения супергероев властям отходит на второй план.

Если открыть комикс «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, из которого один в один взяты некоторые сцены, в том числе и железный костюм Бэтмена, то мы увидим, что причины схватки двух героев здесь совсем другие — Супермен работает на правительство, а Бэтмен продолжает вершить правосудие своими руками.

Цензура адаптации

Но, конечно же, сюжеты комиксов не всегда меняются на экране по политическим причинам. Наиболее яркие примеры — фильмы по произведениям Марка Миллара, который постепенно становится чуть не самым экранизируемым автором.

Если снимать их близко к исходнику, они не пройдут никакие ограничения по цензуре. «Особо опасен» в кино оказался весьма изящным и сдержанным, хотя в оригинале там есть групповой секс, злодей, состоящий полностью из дерьма и другой злодей, который на самом деле добрый, но вот его раздвоенный пенис заставляет его совершать злодеяния.

Да и «Kingsman» тоже стал существенно эстетичнее, даже с учётом сцены в церкви, которой, кстати, в комиксе не было. Зато присутствовала массовая резня 50 пар женихов и невест на пляже, на ногах-лезвиях ходил огромный темнокожий мужчина, а застрелили наставника героя не после боя, а в постели с женой главного злодея. Да и заканчивается комикс не сценой секса главного героя с принцессой, а массовым актом любви по всему миру.

Следуя канонам

Но несколько удачных примеров экранизаций всё же есть. Фрэнк Миллер когда-то написал комикс «Город грехов», сам же его нарисовал, а потом разрешил его экранизировать Роберту Родригесу. Хотя, как показал следующий провальный опыт — фильм «Мститель», который ставил уже Сам Миллер, без поддержки хорошего режиссера подобный проект ему всё-таки не потянуть.

«300 спартанцев» того же Миллера перенесены на экран Заком Снайдером почти дословно. Но всё это — относительно короткие комиксы, полностью оторванные от современности и реальности. Полноценный графический роман просто не умещается в рамки фильма по хронометражу, а в масштабных комиксах оказывается слишком много героев, как было в оригинальной «Эре Альтрона», «Гражданской войне» или «Бэтмен: Тихо». И тут уже добавляется вопрос авторских прав, раздробленности кино- и телевселенных комиксов и планов студий на дальнейшие фильмы.

В итоге остаётся только гадать, дождётся ли Нил Гейман достойных предложений по переносу «Песочного человека» на большой экран, увидим ли мы когда-нибудь Супермена с серпом и молотом в экранизации «Красного сына» и возможно ли вообще поставить психоделичное «Убежище Аркхэм». А пока стоит приготовиться к тому, что любой знакомый заголовок комикса в кинотеатре может превратиться в совсем иную историю. Ну, или смотреть мультфильмы, там часто переснимают оригинал почти покадрово.

Источник: dtf.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded