postmodernism

Categories:

«Город женщин» — Желание есть, объекта нет

Этот фильм, как никакой другой у Феллини, нуждается в свежем взгляде. Удивит тут многое. С 19 сентября его покажут в московском «Октябре». Феминистская утопия или сексуальные фантазии старого мужчины? В особенностях оптики разобрался Василий Корецкий. Текст был опубликован в 74-м номере «Сеанса».

Немолодой человек с приятной наружностью Марчелло Мастроянни встречается глазами с соседкой по купе — заходит с ней в туалет и с оперативностью героев Хичкока быстро сует ей руки за пазуху. Внезапная остановка поезда едва не приводит героя к черепно‐мозговой травме. Впрочем, буржуа неопределенных занятий со странным именем Знапораз уже и без того глубоко травмирован образом своей Венеры в меховой шапке. Безответственно сойдя за незнакомкой с поезда, он оказывается один в солнечном лесу. Немного поплутав, Знапораз выходит к вилле, которая служит местом представительного съезда феминисток, экстатически празднующих временное освобождение от патриархата. В программе: панельные дискуссии, лекции, показы кинофильмов и упражнения по рукопашному бою. Не обходится и без ожесточенной межфракционной борьбы. Ошалевшим свидетелем герой ходит вдоль стенки, дивясь этой вакханалии, но остаться незамеченным ему не удается. Шпион выявлен, освистан, осужден и отправлен восвояси под охраной корпулентной дамы, пытающейся насильно объективировать его в ближайшем же сарае (формально — теплице).

«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980
«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980

Но это только начало приключений Знапораза. Покинув одновременно карикатурную и предельно правдоподобную (перед съемками Феллини подробно изучал предмет и консультировался с настоящими участницами женского движения) конференцию, герой попадает в сказку: сперва — страшная дорога под звездным небом в компании малолетних панкушек, спасение от которых Знапораз находит в фаллической башне последнего токсичного самца на планете — непристойно витального доктора Ксавье Каццоне (его Феллини списал с Жоржа Сименона), гомерического бабника, буквально брызжущего тестостероном.

Каццоне празднует триумф — покорение юбилейной, тысячной женщины. Но и тут нет спасения — в башне герой встречает свою постылую жену, а потом Каццоне навещает женский патруль с предписанием закончить вечеринку и снести незаконную постройку. Дальше начинается типичная феллиниевская мистерия: скатившись по горке в глубины своих воспоминаний и желаний, Знапораз оказывается в чистилище, где женщины и их друзья (геи) взвешивают его грешки и проступки; роль Вергилия выполняет пышногрудая девушка в микробикини, по‐матерински ограждающая несчастного ретрограда от наиболее эксплицитных проявлений феминизма.

«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980
«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980

Снятый через пять лет после публикации знаменитого эссе Лоры Малви «Кино и визуальное наслаждение» в английском Screen, «Город женщин» не то чтобы полемизирует с феминистским манифестом, до сих пор будоражащим умы, но переводит затеянную Малви дискуссию о male gaze из сферы теоретического‐воображаемого в сферу реального, постигаемого чувственным опытом. Ведь предмет изучения психоанализа, терминами и понятиями которого жонглировала Малви, а также описываемые им феномены — исключительно интеллигибельны; все эти вытеснения, бессознательные и объекты недоступны нашему ощущению и житейскому разумению, как мир элементарных частиц или полей. Мужской взгляд Феллини не имеет ничего общего с тем представлением об агрессивном, почти материальном, фаллическом gazе — смущающем, раздевающем, пенетрирующим, — который можно смело приравнять к агенту сексуальности. Нет, взгляд героя (как нередко бывало у Феллини в те годы — альтер эго самого режиссера) — это как раз объект. Глаза робкого, несмотря на внешнюю прыть, потрепанного годами и романами Знапораза, — его интимное место. Так сказать, принимающее. Образ ребенка, который подглядывает за взрослыми (флиртующими или раздевающимися в пляжной кабинке), несколько раз повторяется в фильме, и ясно, что седеющий дамский угодник Знапораз — все тот же малыш, что украдкой подглядывал за купальщицами на пляже, снизу вверх, одновременно со страхом и вожделением. Эта смесь противоречивых чувств по отношению к женщине, как замечал сам Феллини, была свойственна именно поколению родившихся в 1930‐е, воспитанных в католичестве и культе матери. «Город женщин» посвящен именно этим людям, радостно игравшим в либертинаж в 1950-1960‐х (протагонист «Сладкой жизни» Марчелло тоже, кстати, наблюдатель), а к концу 1970‐х с растерянностью обнаруживших себя в финале «Казановы».

«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980
«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980

Несмотря на совершенно гоголевские объемы сатиры, щедро пропитавшей все слои этого гетерогенного кино, главная эмоция «Города женщин» — растерянность куртуазного господина перед неотвратимостью выбора, к которому толкает его современность. Только что закончившееся тогда десятилетие, как и 2020‐й, задавало мастерам культуры вопрос: с кем вы? С феминистским интернационалом или с фаллократами‐консерваторами? Феллини, как многие сейчас, выбирать отказался: и гомерический сверхсамец Каццоне с его заводными дилдо и коллекцией секс‐трофеев, и женсоветы с их затянутой в черное сукно полицией изображены в фильме одинаково гротескно и насмешливо (а молодое незнакомое племя поклонниц итало‐диско и вовсе показано Феллини с неподдельным ужасом). За это режиссер был облит волной презрения в Каннах — обчитавшаяся в 1970‐е комбатантного Cahiers du Cinéma французская критика нашла «Город женщин» ненужным, вторичным и неуместным (американцы были более терпимы к режиссеру — даже и сейчас в Америке фильм считается прогрессивным и ничуть не сексистским). Конечно, затяжная интроспекция, отлично сработавшая в «Восемь с половиной», тут уже начала превращаться в старческое причмокивание — но искренность и беззащитность Феллини, не побоявшегося выставить на обозрение публики страхи немолодого и неидеального мужчины, придает творящемуся на экране балагану трагические ноты.

«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980
«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980

В чем же трагедия Знапораза? В том, что его воображаемой и вожделенной женщины не существует! Незнакомка из поезда растворяется в воздухе, стоит только ему смешно вытянуть губы для поцелуя. Добрая субретка без трусов, взявшая шефство над смешным господином, в какой‐то момент исчезает, как сон (она ведь и есть сон), превращается в надутую гелием куклу, которая взрывается под куполом фем‐цирка. Собственная жена — единственная реальная особа на этом карнавале — вызывает у героя лишь ужас. Объект желания Знапораза не смутен, он существует лишь в его воображении, а столкновение с женщиной реальной — источник травмы пострашнее, чем шишка, набитая в неловкой попытке быстрого секса в туалете.

«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980
«Город женщин». Реж. Федерико Феллини. 1980

Родившийся из нереализованного проекта Universal (в 1969‐м студия планировала снимать диптих, вторую половину которого должен был сделать Бергман, его часть называлась «Белые стены» — позднее он превратил ее в «Прикосновение») «Город женщин» в процессе подготовки к съемкам претерпевал метаморфозы не менее удивительные, чем мир вокруг Знапораза. В какой‐то момент это была комическая история о полигамии, а к концу 1970‐х герой, женатый на восьми женщинах, вообще превратился в смешную гостью фем‐слета, счастливую со своими восемью мужьями. Как кажется сегодня, прогрессивные корректировки ничуть не поменяли сути фильма — «Город женщин», как и все прочие истории Феллини, рассказывает о блеске и нищете, грустной реальной изнанке любой видимости. Вернувшись из замка женщин, Знапораз приходит в себя в купе, где он едет вместе с незнакомкой из сна и, конечно, женой, с которой его связывают годы взаимных мелких обид.

Источник: seance.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded