postmodernism

Categories:

5 книг о культурах охотников и собирателей — рекомендует антрополог Ольга Артёмова

Чтобы понять человека, необходимо обратиться к его прошлому, его истории. Антропология пытается сделать это, изучая в частности те культуры людей, которые не были серьёзно затронуты цивилизацией и сохранили первозданный уклад жизни. О книгах на эту тему рассказывает доктор исторических наук Ольга Артёмова.

1. L. Tiger. Men in Groups (Revised ed.: Transaction Publishers, 2004)

Бестселлер Лайонела Тайгера «Мужчины в группах» был впервые опубликован в 1969-м году, но потом выдержал много переизданий. Вторая его книга – «Мануфактура зла» или «The Manufacture Of Evil» (Marion Boyars Publishers, 2000). Ещё это название можно перевести как «Производство зла». Речь идет о том, какое мировое зло несло с собой развитие индустриальной системы. Я считаю эти книжки блестящими, они оказали на меня глубокое формирующее влияние. В первой содержится скрупулезный и, я бы сказала, парадоксальный, остроумный анализ специфического свойства мужчин создавать стремящиеся к доминированию, иерархически организованные, замкнутые группы, а также попытка вывести корни этого свойства из биологической природы человека. Это панорама, начинающаяся с самцов высших приматов и кончающаяся всевозможными явлениями, связанными с изощренной культурной деятельностью людей.

Ну а что касается книги «Мануфактура зла», то это историческая работа, в которой автор стремится доказать, что начало индивидуализму, накоплению индивидуального благосостояния и разрушению социальной спайки и всеобщей взаимопомощи крестьянских сообществ положило развитие индустриальной системы в Европе. Основу индустриальной системы автор находит в тех изменениях, которые произошли в английском обществе в 13 веке. Он доводит свое исследование до второй половины прошлого столетия и утверждает, что на грань гибели современное человечество было приведено самой обыкновенной жадностью! Вот так – просто и наивно. Обе книги, однако, вполне теоретические, и весьма изысканные.


2. Д. Локвуд. Я – абориген (М.: Наука, 1971)

Австралийский журналист – Дуглас Локвуд – записал автобиографический рассказ австралийского аборигена, который родился и вырос в обществе, оказавшемся «на рубеже культур». Герой имеет даже два имени – англо-австралийское, Филипп Робертс, и аборигенное – Вайлпуданья. Он учился в школе при христианской миссии, потом он стал автомехаником, потом фельдшером. Но в тоже время впитал все традиции своего народа – алава. Он был прекрасным охотником, умел читать на земле следы людей и животных так, как мы читаем книги, был посвящен в сокровенный мир религии аборигенов, знал тысячи традиционных песен. Книга производит незабываемое впечатление.


3. М. Салинз. Экономика каменного века (М.: ОГИ, 1999)

Я бы посоветовала прочесть одну главу из книги Маршалла Салинза, она называется «Общество первоначального изобилия». В этой главе Салинз парадоксальным образом доказывает, что охотники-собиратели, при всей скудости их материального быта, жили в настоящем изобилии. Есть два способа жить в изобилии, утверждает Салинз – либо иметь всего много, либо – мало желать. Он доказывает, что охотники, даже те охотники, которые изучались в неблагоприятных условиях, скажем, бушмены, жившие в пустыне Калахари, были в изобилии обеспечены всем необходимым для жизни. Охотники мало работали, много отдыхали и имели вдоволь времени для досуга. С Салинзом много спорили, но опровергнуть его позицию так и не сумели. Другие части этой книги посвящены экономическим отношениям в более сложных обществах: Меланезия, Полинезия. Они тоже очень интересны, я бы советовала почитать и их.


4. У. Макконнел. Мифы мункан (М.: Наука, 1981)

Это уникальный сборник фольклорных рассказов аборигенов Австралии, живущих на полуострове Кейп-Йорк, большинство из опубликованных в нем текстов принадлежит народу вик-мункан. Урсула Макконнел записала их, работая среди вик-мункан в поле в конце 1920-х-начале 1930-х гг., а потом чрезвычайно точно и бережно перевела эти рассказы с языка аборигенов на английский, а я (в 1980-е подписывавшая свои работы фамилией Чудинова) постаралась сохранить колорит и своеобразие мифов мункан в переводе на русский язык. Мифы мункан созданы предками тех самых аборигенов, у которых мне потом посчастливилось побывать в 2005, 2007, 2008 и в 2009 гг. Некоторые из этих мифов я даже слышала из уст современных аборигенов. Так вот, это настоящий фольклор бесписьменной культуры.

Хотя в этих мифологических историях действуют фантастические персонажи – тотемические предки, животные или растения, которые во времена Творения были людьми, хотя сюжеты мифов мункан зачастую незамысловато-этиологичны: допустим, два животных, которые в то время были людьми, подрались, один в другого бросил камень, и тот пристал к спине, отсюда получился панцирь, и этот персонаж превратился в черепаху, а в другого кидали копья, копья воткнулись в спину, получились иголки, и так появилась ехидна. Но, если вы читаете такой миф, записанный полностью, то вы забываете, что в нем говорится о странных существах, формирующих друг друга примитивно-фантастическим способом. Перед вами предстает жизнь настоящих людей, такая, какую вели предки вик-мункан еще сто или даже менее лет назад. Герои мифов – мужья и жены, любовники, братья и сестры, родители и дети. Они бродят по земле, где по сей день живут создатели этих мифов, охотятся, едят, спят, так же, как это делали сами вик-мункан из века в век. Так же любят, ссорятся и мирятся. И все это на многих страницах – рассказы про реальную жизнь! Тут найдешь такое, чего не найдешь нигде, ни в одной этнографической книге.


5. О.Ю. Артёмова. Колено Исава. Охотники, собиратели и рыболовы. Опыт изучения альтернативных социальных систем (М.: Смысл, 2009)

Я отнюдь не считаю свой труд столь же выдающимся, как перечисленные выше книги. Но я очень старалась, когда писала эту монографию, вложила в нее, наверное, все, что я знаю об охотниках и собирателях. Там лет 15 моей работы, а то и больше. Началось все со сравнения между эгалитарными и не эгалитарными культурами охотников и собирателей, т.е. теми охотничье-собирательскими обществами, которые создали структуры социального неравенства, и теми, которые развили подлинное социальное равенство в своих сообществах. На эту тему я опубликовала несколько статей. Потом их содержание легло в основу самых главных, заключительных разделов книги. В начале же книги я попыталась дать обзор историографии, т.е. того, как развивалась теория первобытного общества в нашей стране, как шло изучение охотников и собирателей за рубежом. Дальше там представлены варианты родственных структур, отношений родства, анализируется вопрос о собственности на землю. Я пытаюсь показать, что в этих культурах ничего подобного не было и не должно было быть. Как Толстой писал, «нельзя владеть землей, как нельзя владеть воздухом и солнцем». Охотники и собиратели мыслили и действовали в том же ключе, что наш гений художественной прозы. Ну а под конец речь идёт о монополизации информации как об одном из способов структурирования социального неравенства, а также о том, что социальное равенство у одних групп охотников и собирателей в той же мере является продуктом социальной эволюции, как и социальное неравенство у других групп охотников и собирателей. Равенство нужно точно также создавать и нормативно закреплять, как и неравенство. Я также очень старалась подобрать красивые и выразительные фотографии – иллюстрации к книге, долго билась (боролась с художником, упорно не желавшим понимать мой замысел) над дизайном суперобложки, любовно выбирала сюжеты для форзаца.

Источник: postnauka.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded