postmodernism

Categories:

Краткая история гендерного активизма — как на Западе появился феминизм и к чему он пришел

На русском языке издана книга Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?». Мы публикуем фрагмент из главы об истории гендерного активизма.

В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.

Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).

«Женский патриотический клуб» (1791) работы художника Жан-Батиста Лесера. С 1791 по 1793 год француженки собирались в подобных клубах, чтобы поддержать Республику и выступить за равные права для женщин. На картине женщины собирают пожертвования на общее дело.
«Женский патриотический клуб» (1791) работы художника Жан-Батиста Лесера. С 1791 по 1793 год француженки собирались в подобных клубах, чтобы поддержать Республику и выступить за равные права для женщин. На картине женщины собирают пожертвования на общее дело.

В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки» вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.

Эти керамические и фарфоровые медальоны разработал веджвудский скульптор Уильям Хэквуд в 1787 году в поддержку движения против рабства. Надпись гласит: «Разве я не муж и брат?». Медальоны стали символом аболиционизма — движения за отмену рабства и освобождение рабов.
Эти керамические и фарфоровые медальоны разработал веджвудский скульптор Уильям Хэквуд в 1787 году в поддержку движения против рабства. Надпись гласит: «Разве я не муж и брат?». Медальоны стали символом аболиционизма — движения за отмену рабства и освобождение рабов.

Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.

Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.

История Соджорнер Трут (псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин) проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?». Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: 

«Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?».
Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».
Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».
Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.
Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.
Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.
Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.

Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?». Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.

Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность» («Race, Ethnicity and Identity»; 2004), «эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина».

Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.

Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.

В период, который часто называют первой волной феминизма (Первой волной феминизма называют общественные движения за права женщин XIX и начала ХХ века. Они фокусировались на юридических аспектах, включая избирательное право, право на собственность, развод и опеку над детьми), шла борьба за договорные и гражданские права женщин, что дало почву для развития второй волны феминизма (Вторая волна феминизма охватывает период с конца 1960-х до начала 1980-х годов, когда круг проблем расширился до фактического неравенства, вопросов сексуальности и репродуктивных прав) в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-ривер (Коллектив Комбахи-ривер (1974–1980) — группа чернокожих феминисток, многие из которых были лесбиянками; они выступали против расизма в движении белого феминизма. Они создали «Заявление Коллектива Комбахи-ривер» — один из первых документов, призывающих к интерсекциональному подходу, учитывающему все аспекты угнетения) и другие организации в Америке боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами.

Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров.

Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».
Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».

Пионерами в США стали Луиза Лоуренс (Луиза Лоуренс (1912–1976) — одна из первых трансгендерных женщин, с начала 1940-х годов жившая исключительно как женщина. Она объединяла широкую сеть кросс-дрессеров и трансгендеров, помогала в исследованиях Альфреда Кинси и Гарри Бенджамина), ведущая переписку с сообществом трансгендеров в Европе и Америке в 1950-х годах, и Вирджиния Принс (1912–2009), основавшая журнал Transvestia (Transvestia — независимый журнал для гетеросексуальных трансвеститов, публиковался в 1960-х годах трансгендерной активисткой Вирджинией Принс. Читатели журнала могли поделиться в нем своими историями и фотографиями) в 1960 году. Первая версия журнала вышла еще в 1952-м под названием «Трансвестия: журнал американского общества равенства в выборе одежды» и считается многими теоретиками, включая Сьюзан Страйкер (род. 1961), отправной точкой движения за права трансгендеров в США. В 1969 году трансгендерные активисты сыграли ключевую роль в Стоунволлских бунтах (серия протестов и жестких столкновений между полицией и членами ЛГБТК-сообщества в 1969 году. Спровоцированные полицейским рейдом в нью-йоркском баре «Стоунволл-Инн», они стали катализатором активизма) в Нью-Йорке, привлекших широкое внимание общественности к правам ЛГБТК и послуживших стимулом для появления многочисленных правозащитных организаций.

Феминистские и ЛГБТК-движения конца ХХ века продвигали идею гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта, а не врожденной биологической характеристики. Проблематизация идеи жестких гендерных ролей была важна для феминистских движений, поскольку она оспаривала теорию о предопределенности неравенства между женщинами и мужчинами. А также она была важна и для многих ЛГБТК-сообществ, поскольку подразумевала существование гендерных ролей и сексуальных ориентаций вне цисгендерных и гетеросексуальных норм.

Общественные движения не ослабевали с середины ХХ века, и вторая волна феминизма сменилась третьей в 1990-х и 2000-х годах. Современные феминистские движения (которые иногда называют четвертой волной феминизма) продолжают разносторонне развиваться на Западе.

Кэтлин Ханна, участница американской панк-группы Bikini Kill во время выступления в культурном центре Макондо, Лос-Анджелес, 1993 год. Bikini Kill — одни из пионеров движения Riot Grrrl, известного своими открытыми феминистскими текстами.
Кэтлин Ханна, участница американской панк-группы Bikini Kill во время выступления в культурном центре Макондо, Лос-Анджелес, 1993 год. Bikini Kill — одни из пионеров движения Riot Grrrl, известного своими открытыми феминистскими текстами.
Российская концептуальная художница Надежда Толоконникова и группа Pussy Riot на концерте в Хьюстоне, Техас, 2017 год. Группа начиналась как партизанское движение, сейчас состав ее варьируется, а политика остается центральной темой ее спонтанных представлений.
Российская концептуальная художница Надежда Толоконникова и группа Pussy Riot на концерте в Хьюстоне, Техас, 2017 год. Группа начиналась как партизанское движение, сейчас состав ее варьируется, а политика остается центральной темой ее спонтанных представлений.

Флешмоб против насилия и сексуальных домогательств #MeToo выявил дисбаланс власти между мужчинами и женщинами, особенно в профессиональной сфере. Чтобы обеспечить большее равенство на рабочем месте, требуются улучшения в системе ухода за детьми и более гибкие условия труда и для мужчин, и для женщин.

Общественные кампании бросают вызов стереотипному представлению о воспитании детей и ведении хозяйства как «женской работы» и о «женской работе» как менее значимой.

Женщинам, следующим традиционным гендерным ролям, сложно претендовать на равенство с мужчинами из‑за обесценивания женственности, а мужчинам, в свою очередь, брать на себя традиционно женские роли или проявлять женственные черты без ущерба для собственного статуса.

Гендерные стереотипы усложняют жизнь и женщинам-профессионалам. Британская специалистка по подбору и управлению персоналом Пола Парфитт в 2015 году рассказала о неосознанных предубеждениях, влияющих на отбор кандидатов: «Известно, что женщин-кандидатов работодатели склонны оценивать по опыту, а мужчин — по их потенциалу; кроме того, на собеседовании вопрос о способности совмещать работу и семью женщинам задают чаще, чем мужчинам».

Источник: daily.afisha.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded