postmodernism

Category:

История знаменитой кино-франшизы — как снимали «Кинг-Конгов»

Кинг-Конг — один из самых популярных киноперсонажей столетия. Огромная реликтовая обезьяна сочетает в себе разрушительную мощь, подходящую для самого крутого экшн-боевика и неожиданную чувствительность, способную растрогать заядлого любителя мелодрам. Кинг-Конг сражается с доисторическими динозаврами, крушит небоскребы и военные самолеты, и тут же проникновенно смотрит на свою возлюбленную женщину — это сочетание не оставляет равнодушным ни одного зрителя.

С момента выхода первого фильма о Кинг-Конге в 1933 году, огромная горила уже 10 раз появлялась на киноэкранах и нет никаких сомнений, что это триумфальное шествие продолжится. Однако из всего обилия фильмов особого внимания заслуживают только три эталонных — 1933, 1976 и 2005 года. На их примере можно отлично увидеть эволюцию технических и визуальных средств кинематографа.

«Кинг-Конг», 1933 (Мериан Купер и Эрнест Шодсак)

Обезьянья тематика в начале 1930-х годов находилась в США на пике популярности — бум полярных исследований сменился волной активного интереса к Африке. В то время на Бродвее с большим успехом шли сразу несколько мюзиклов, эксплуатирующих ту же тему — «Горилла» Ральфа Спенса, «Обезьяна» Адама Ширка, книжки в мягкой обложке о приключениях храбрых антропологов в африканских джунглях разметались с прилавков за минуты, не отставало и кино — человекоподобные обезьяны были героями таких фильмов, как «Убийство на улице Морг» (1932) или «Убийства в зоопарке» (1932). Но главным предшественником Кинг-Конга стал «Ингаги» (1930), повествующий о затерянном в тропиках жестоком африканском культе, приносившем женщин в жертву огромной горилле.

Вдохновленная кассовым успехом «Ингаги», самая маленькая из пяти студий-мейджоров классического Голливуда — RKO Pictures, решила снять собственный вариант истории про гориллу, сделав ставку на применение самых передовых визуальных технологий. Главным продюсером выступил Дэвид Селзник, только начинавший свою успешную карьеру, а режиссерами стали Мериан Купер и Эрнест Шодсак.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933) / Фото: RKO Pictures

К созданию анимационных эффектов привлекли Уиллиса О’Брайена, работавшего до этого на съемках супер-популярного «Затерянного мира» (1925).

Для съемок фильма, О’Брайен применил технику блуждающей маски, позволявшую путем динамического наложения игровых и анимационных эффектов снимать в одном кадре и живых актеров и кукол, изображающих монстров.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933) / Фото: RKO Pictures

Макетчики под руководством скульптора Марсело Дельгадо изготовили куклы динозавров и самого Кинг-Конга, используя для скелета деревянный каркас и металлическую проволоку. В отличие от всех своих предшественников, изготавливавших анимационных персонажей из пластилина, Дельгадо покрыл куклы резиной и крашеной кроличьей шкурой, что позволило значительно ускорить процесс анимации и сделать ее более правдоподобной. Помимо основной 46-сантиметровой модели Кинг-Конга реквизиторы собрали полноразмерные макеты лап, ног, торса и головы обезьяны в натуральную величину для съемки крупных планов.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933) / Фото: RKO Pictures

Движениями моделей на съемочной площадке управляла целая команда аниматоров, но процесс все равно занимал очень много времени — динамичная сцена битвы Кинг-Конга с птеродактилем снималась без малого семь недель.

Оптические спецэффекты удалось реализовать при помощи уже упомянутых блуждающих масок, а также двойной экспозиции и рир-проекции, когда актеры и декорационный фон совмещались на просветно-рассеивающем экране — своеобразной предтече современного хромакея.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933) / Фото: RKO Pictures

О’Брайен также широко использовал метод Шюфтана, при котором разные объекты совмещались в одном кадре при помощи полупрозрачного зеркала, установленного под углом 45° перед объективом камеры. Один располагался во фронтальной плоскости, а второй находился строго сбоку. Это весьма сложный прием, требующий тщательной операторской работы, но качество его выполнения в «Кинг-Конге» до сих пор поражает даже искушенного зрителя.

И, наконец, последним революционным приемом «Кинг-Конга» стал подход к звуковому оформлению. Музыка Макса Стайнера сопровождает происходящее на экране практически беспрерывно, мелодия накладывается и на диалоги, меняя свою эмоциональную окраску в соответствии с сюжетом. Такой прием был новой практикой в молодом звуковом кино и пришелся по вкусу зрителям фильма.

В итоге «Кинг-Конг» 1933 года стал самым технически совершенным фильмом своего времени. Его производство обошлось в $670 тысяч, а прокат принес не меньше $1,7 млн.
 

«Кинг-Конг», 1976 (Джон Гиллермин)

После нескольких неудачных попыток повторить успех первого «Кинг-Конга», предпринятых на протяжении прошедших сорока лет, за дело решил взяться Дино де Ларуентис. Успешный европейский продюсер, успевший поработать с Феллини и другими артхаусными режиссерами, не без оснований рассчитывал, что ремейк «Кинг-Конга» может стать самым успешным проектом в его карьере. Он убедил Paramount Pictures выделить $24 млн и предложил режиссерское кресло британцу Джону Гиллермину.

На главную роль пригласили малоизвестную модель и начинающую актрису Джессику Лэнг — и это было одно из самых удачных решений. Она была будто специально создана для кино — привлекательная внешность, непосредственность в кадре и природная харизматичность «сделали» весь фильм. Главная роль в «Кинг-Конге» принесла Джессике настоящую зрительскую любовь и «Золотой глобус» лучшей дебютантки 1977 года.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1976) / Фото: Paramount Pictures

1970-е стали бурным расцветом спецэффектов и Paramount приложила все усилия, чтобы ее новый фильм смотрелся технически не хуже своих конкурентов. Основную ставку сделали на применение механической аниматроники и полноразмерных кукол.

На должность главного инженера аниматроники пригласили итальянца Карло Рамбальди. Вместе со своей командой он сконструировал огромную 12-метровую аниматронную куклу гориллы, весившую 6,5 тонн и стоившую $1,7 млн. Однако к началу съемок оказалось, что кукла, начиненная электроникой, работает не совсем так, как того хотелось бы режиссеру — движения были неправдоподобными. Управление очень сложным, а все вместе — грозило полностью сорвать съемочный процесс.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1976) / Фото: Paramount Pictures

Выход из положения нашел специалист по сложному гриму Рик Бейкер — он сделал костюм гориллы своими руками и сам же играл Кинг-Конга, проводя по многу часов в жаркой и тесной шкуре с минимальным обзором. Дорогостоящая модель Рамбальди пригодилась только для статичных съемок и рекламной кампании, предварявшей прокат фильма.

Модели, созданные для крупных планов, оказались более удачными. Бейкер и Рамбальди сконструировали несколько огромных масок Кинг-Конга, каждая из которых отвечала за ту или иную эмоцию персонажа. Искусственные мышцы, скрытые под резиновой кожей и шерстью (ее делали из конских хвостов) приводились в движение электромоторами и сложной гидравлической системой. Разместить все это оборудование под одной маской не представлялось возможным, поэтому для фильма создали семь разных моделей.

Одной из самых впечатляющих сцен стал момент, когда Кинг-Конг сжимает в своей огромной лапище хрупкую Лэнг — гидравлическая рука размером более полутора метров в поперечнике была оснащена предохранительным механизмом, который не позволял раздавить актрису.

Гиллермин практически не изменил сюжет первого «Кинг-Конга», но перенес действие фильма в современность — вместо кинематографической экспедиции, на «остров Черепа» отправляется нефтеразведочная партия, а бипланы, атакующие Кинг-Конга в финальной сцене, были заменены вертолетами. Кроме этого, Гиллермин решил изменить локацию финальной сцены, когда Кинг-Конг забирается на небоскреб со своей возлюбленной в руках.

Его выбор пал на одну из башен едва построенного Всемирного торгового центра, успевшего стать новым символом Нью-Йорка. Это вызвало настоящую бурю возмущения у работников «Эмпайр-стейт-билдинг», снимавшегося в первом фильме о Кинг-Конге. Они переоделись в костюмы обезьян и устроили настоящий митинг с требованием вернуть «все как было». Гиллермин посмеялся от души, но остался верен своему решению.

Для финальной сцены требовалось огромное количество статистов и, чтобы сэкономить бюджет фильма, Paramount дала объявление в газете, приглашая всех желающих поучаствовать в съемках, рассчитывая на 5000 добровольцев. В назначенный вечер на площади перед Всемирным торговым центром собралось больше 30 000 человек и администрация Нью-Джерси потребовала прекратить съемки, опасаясь давки и массовых беспорядков. Тем не менее, Гиллермин успел получить нужные кадры огромной толпы, несущейся к телу Кинг-Конга, а менее масштабные сцены доснял позже с участием наемных статистов.

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1976) / Фото: Paramount Pictures

Новый «Кинг-Конг» был благосклонно принят публикой и собрал в прокате больше $50 млн, получив «Оскара» за визуальные эффекты и две номинации за лучшую операторскую работу и лучший звук. Однако вышедшие годом позже первые «Звездные войны» Джорджа Лукаса драматично затмили успех «огромной обезьяны», продемонстрировав киносообществу, что такое передовые спецэффекты в кино.
 

«Кинг-Конг», 2005 (Питер Джексон)

До третьего ремейка оригинального «Кинг-Конга» Голливуд добрался лишь 20 лет спустя. Еще в 1996 Universal Pictures предложила малоизвестному на тот момент режиссеру Питеру Джексону попробовать заняться переосмыслением фантазии о Кинг-Конге, но довести дело до конца удалось лишь семь лет спустя. К 2003 году, когда Джексон наконец-то принялся осваивать $150-миллионный бюджет на съемки нового ремейка, он превратился в маститого режиссера, оставив за плечами эпохальную трилогию «Властелин Колец».

Питер Джексон говорил в своих интервью, что влюбился в Кинг-Конга, когда посмотрел первый фильм в девятилетнем возрасте — никто лучше него не смог бы переснять главное впечатление своего детства.

На съемках фильма «Кинг-Конг» (2005) / Фото: Universal Pictures

Джексон поставил себе задачу идеально воссоздать атмосферу и антураж 1930-х годов самыми современными технологическими средствами, при этом не внося никаких изменений в оригинальный сюжет.

За спецэффекты нового «Конга» отвечала собственная студия Джексона — Weta Digital, набившая руку на таких проектах как «Властелин Колец» (Питер Джексон, 2001–2003), «Я, робот» (Алекс Пройас, 2004) и «Ван Хельсинг» (Стивен Соммерс, 2004), а позже работавшая и на прорывном «Аватаре» (Джеймс Кэмерон, 2009). Для нового «Кинг-Конга» Weta Digital скрупулезно воссоздала трехмерную модель Нью-Йорка времен «Великой депрессии», основываясь на архивных фотографиях и кинолентах.

Самого монстра оживили с помощью технологии Motion Capture, только начавшей набирать популярность в начале 2000-х годов. Основой модели стал трехмерный скелет, управляемый десятками мускулов, а самым сложным моментом стало создание реалистичной шкуры огромной гориллы. 3D-моделлеры Weta Digital «вырастили» 5 млн уникальных волосков, каждый из которых управлялся с помощью специальных деформаторов, реагировавших на движения Конга и погодные условия — дождь, снег и ветер.

Питер Джексон контролировал процесс моделирования неотступно — именно благодаря его указаниям Конг приобрел свои характерные индивидуальные черты: сломанную много лет назад нижнюю челюсть и шрамы на теле и голове, ставшие свидетельствами многочисленных сражений в джунглях «Острова Черепа».

Натуральность движений Конга обеспечил живой человек — актер Энди Серкис, ранее отвечавший за прыжки и ужимки Голлума в эпохальной серии «Властелин Колец». Чтобы движения обезьяны выглядели более реалистичными, Серкис провел два месяца в лондонском зоопарке, наблюдая за четырьмя гориллами, обитавшими в тамошнем вольере. Десятки часов документальных фильмов и пара книг по биологии приматов превратили Серкиса в крупнейшего специалиста по биомеханике горилл (эти знания здорово пригодились ему для работы над «Планетой обезьян: Война», вышедшей 12-тью годами позже).

На съемках фильма «Кинг-Конг» (2005) / Фото: Universal Pictures

На протяжении четырех месяцев съемок Серкис ежедневно облачался в черный костюм с 60 яркими маркерами и залезал в большую клетку на киностудии, где его движения в режиме реального времени отслеживали сразу 52 камеры. Еще 20 камер отвечали за мимику лица — такая технология в «большом кино» до этого не применялась никогда.

После стадии «захвата движения» специальная компьютерная программа обрабатывала полученные данные и превращала их в команды для 3D-модели, позволяя достичь невероятно реалистичной пластики движений. Единственная сцена, в которой Серкис не пригодился — это битва Кинг-Конга с динозаврами. Движения гориллы были полностью сымитированы на компьютере, потому что технология не позволяла корректно отслеживать движения сразу двух взаимодействующих объектов.

На финальном этапе аниматоры Weta Digital совмещали действия трехмерной модели Конга, игру живых актеров и цифровые декорации, добавляя необходимые эффекты — всплески воды, пыль и комья земли, летящие из-под ног бегущего зверя.

В итоге большая часть рекордного бюджета в $207 млн (за время съемки он подрос с изначальных 150-ти) была потрачена на создание спецэффектов. «Кинг-Конг» стал самым компьютерным фильмом из всех снимавшихся до него — компьютерная графика присутствовала практически в каждом кадре и занимала больше половины чистого экранного времени. «Кинг-Конг» Питера Джексона заслужил славу одного из самых удачных ремейков в истории кино и собрал в прокате $550 млн, получив три «Оскара»: ожидаемую статуэтку за «лучшие визуальные эффекты» и два приза за «лучший звук» и «лучший звуковой монтаж».

На съемках фильма «Кинг-Конг» (2005) / Фото: Universal Pictures
Все три «Кинг-Конга», охватившие без малого вековую эволюцию кино, стали своеобразным тестом технических достижений кинематографа и вошли в историю как самые технически совершенные фильмы своей эпохи. Но зрителям совсем не важно, как снимали фильм «Кинг-Конг», они любят его вовсе не за это.

Вот уже 85 лет людей до глубины души трогает бессмертная история про красавицу и чудовище, напоминающая о хрупкости окружающего мира и существ, населяющих его. И даже, если следующего «Кинг-Конга» слепят из пластилина и клочков собачьей шерсти, он все равно найдет своего зрителя и полюбится ему.

Источник: tvkinoradio.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded