postmodernism

Categories:

О фильме «Строгий юноша» — советская фантастика VS советская реальность

В 1935 году режиссер Абрам Роом снял удивительный фантастический фильм «Строгий юноша» (с очень интересными рабочими названиями «Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») по сценарию Юрия Олеши.

Действие в нем развивается в Советской России будущего. Все проблемы решены, все хвори побеждены. Прекрасные душой и телом русские люди заняты творчеством, изобретениями и философией. Главный герой, комсомолец Гриша Фокин не только показывает прекрасные спортивные результаты, но и разрабатывает III комплекс ГТО, чтобы сдать его надо продемонстрировать уже не физическую силу, а высокие моральные качества.

Гриша влюбляется в красавицу средних лет, милфу, как сказали бы сегодня. Мария – супруга Юлиана Степанова, известного врача, который изобретает прибор, позволяющий оживлять мертвых. Советский врач будущего живет в огромном дворце с гранитными колоннами.

Однако, Роом и Олеша создают не любовный треугольник, а любовный квадрат. Марию вожделеет личный ассистент доктора Степанова, низменный человечишка Федор Цитронов. Если Гришина любовь к Марии высока и целомудренна, то пьющий коньяк и курящий сигары Цитронов хочет овладеть ей, как животное.

В «Строгом юноше» фантастически приятная эстетика. В этом мире хочется жить. Молодые комсомольцы обоих полов прекрасны, как античные боги, они управляют колесницами, читают стихи, выполняют сложные спортивные упражнения. Особенно прекрасны дискобол Коля и комсомолка Лиза.
А за красивым фасадом светлого коммунистического будущего скрывается печальное настоящее.

Роль Гриши Фокина исполнил прекрасный актер Дмитрий Дорлиак. Выходец из дворянства, сын обрусевшего француза, главы государственного банка Российской Империи и Ксении Фелейзен, оперной певицы и фрейлины императрицы. Сестра Дмитрия, Нина Дорлиак была женой пианиста Святослава Рихтера. А сам он умер в 26 лет от брюшного тифа.

Но до Дорлиака роль Гриши сыграл молодой талантливый актер театра Вахтангова, Дмитрий Консовский. Почти в самом конце съемок фильма его арестовали сотрудники НКВД. Дали 5 лет за антисоветскую пропаганду. Потом арестовали снова и приговорили уже к расстрелу. Все сцены с Консовским были пересняты уже с Дорлиаком (привет Кевину Спейсу — в случае с Ридли Скоттом ты ещё легко отделался).

А Консовский вместо дворца с гранитными колоннами скончался в бараке северного лагеря от сердечного приступа за 12 дней до даты своего расстрела.

Не сложилась судьба и у самой картины. Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, однако деятели киностудии «Украинфильм» посчитали иначе, запретив картину к широкому прокату. В качестве одной из причин этому назывались «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма». Запрет длился до середины 1960-х годов, когда ленту стали показывать в залах ВГИКа и творческих домах, а с 1 августа 1974 года состоялось несколько показов в кинотеатрах, после чего её снова положили на полку. Лишь в 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы фильм впервые показали на телеэкранах.

Источник: teleskop-by.org

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →