postmodernism

Categories:

Ещё 8 детских книг — их тоже не помешает купить вашему ребёнку, если вы этого уже не сделали

Кот-убийца, детский конкурс красоты, наивная поэзия, древние чудовища и звездные иллюстраторы — книжный критик Лиза Биргер, как обычно, сделала очередную подборку интересных детских книг.

«Маленький паровозик» Иб Спанг Ольсен

Перевод с датского Марии Людковской

Издательство "Мелик-Пашаев"

Датский художник Иб Спанг Ольсен — абсолютный классик на родине, еще в 1972-м получивший премию Ханса Кристиана Андерсена, совершенно не известен в России. У такой безвестности художников всегда есть простейшая причина — копирайт. Все публикации зарубежных авторов были в СССР пиратскими, а картинки украсть намного труднее, чем текст. Но хорошо, что Спанга Ольсена не забыли и столько лет спустя все-таки издали по-русски: эта книга такого неудержимого обаяния, что можно было и украсть. Сюжет очень простой: маленький паровозик сбегает с большого вокзала, где одиноко трудился на задворках, таская товарные вагоны с пути на путь, и отправляется в путешествие мечты до станции Хиллерёд.  Главным событием этого маленького приключения становится глазение по сторонам: "Ведро утенок сторожит, по небу облако бежит", телята, козлята, лошади, собаки и замершие в неподвижности мальчики. В общем, счастье наблюдения за обычной маленькой жизнью, которым так хороши любые шведские книжки и самые лучшие книжки-картинки для детей.

Серия «Россия в 1917 году»

Издательство "Пешком в историю"

Энциклопедия, практикум-задачник и путеводитель по революционной Москве — серия издательства "Пешком в историю", посвященная столетию революции, наконец, вышла целиком. Предполагается, что читателю нужны все три книги разом. Так устроены все книжные серии "Пешком в историю": веселье отдельно, знания отдельно и отдельно задачки. На самом деле, книги не равны друг другу и каждая самобытна. Энциклопедия, например, составленная историком Павлом Рогозным, довольно суховато рассказывает про устройство быта, не стесняясь слов вроде "сакрализация": как кто жил и что безвозвратно изменилось. Путеводитель оказывается более детальной историей самой революции: пушки, баррикады, столкновения на улицах. Заодно ищем старый вход в Елисеевский и считаем все фигуры танцоров и музыкантов на фасаде Концертного зала им. Чайковского. Практикум же, который таинственным образом называется "Фотографии из 1917 года", хотя фотографии там только на обложке, — это и вовсе сплошное веселье и интерактив: ищем гостей из настоящего на картинах прошлого, вставляем пропущенные слова в военные песни, считаем время движения очереди за хлебом, в общем, развлекаемся, как умеем.


«Рыжие леса» Николай Голышев

Иллюстратор Маша Судовых

Издательство "Поляндрия"

Это очень особенная книга стихов — их автор, Коля Голышев, мальчик с синдромом Дауна, для которого поэзия, очевидно, стала главной формой разговора. Отец Коли, Сергей Голышев, записывал за ним с шести лет ("Собака потеряла весну,/ Забилась в свою конуру и стала плакать горячими слезами./ Они растопили весь снег. И весна нашлась"). Но тут перед нами уже совсем взрослый сборник, прогулка по саду и лесу, путеводитель по удивительным цветам, растущим в голове поэта. В замечательных иллюстрациях Маши Судовых, очень здесь важных, ведь столько всего остается недосказанным, столько всего надо увидеть, этот дивный внутренний мир снов и фантазии получает вполне реальное воплощение, становится понятен и узнаваем. В общем, небольшая эта книга превращается в путешествие внутрь себя, удивительно законченное и счастливое, даже когда автор его грустит:

«Мы идём по берегу реки

И бросаем в воду камешки.

Вода течёт по этим камешкам

И звучит, как музыка Баха».


«Муравей в моей руке» Юлия Симбирская

Иллюстрации Елены Емельяновой

Издательство "Росмэн"

Сразу два сборника стихов (на самом деле три, потому что в книге "Муравей в моей руке" две части -  стихи о даче и стихи о море) молодого поэта из Ярославля Юлии Симбирской. Она - победительница конкурса "Новая детская книга" в 2013-м, поэт и библиотекарь из Ярославля с каким-то невероятно легким слогом: любое крошечное событие в ее стихотворениях вырастает до целого большого мира. Сборник "Муравей в моей руке" — про лето, дачное счастье, поездку к морю, в нем очень классические иллюстрации Светланы Емельяновой. А "Суп в горошек", с гораздо более изобретательными картинками Екатерины Глейзер, — про еду. И надо сказать, что именно здесь веселый талант Симбирской разворачивается в полную силу. Даже в "Муравье в моей руке" лучшие строки оказываются про малину, которая собирается ехать в варенье. Ну а в "Супе в горошек" вообще сплошная драма:

«Выйдет булочка на прогулку,

Ей знакомые сухари

Скажут весело: «Здравствуй, булка!»

И сожмётся изюм внутри».

или даже

«ХЛОП!

И вздрогнуло желе.

Стол обеденный тряхнуло,

Опрокинулись два стула,

Чайник паром поперхнулся,

В чашках сахар захлебнулся,

Разлетелись все салфетки,

Почки замерли на ветке.

Стало тихо на столе».


«Дневник кота-убийцы» Энн Файн

Иллюстрации Алисы Юфа

Перевод с английского Дины Крупской

Издательство "Самокат"

Есть множество причин, по которым Энн Файн заслуженно считается одним из лучших современных авторов для детей и подростков (смотрим на русском повести "Пучеглазый" и "Мучные младенцы") и одна самая главная причина, по которой ее обожают в России — это серия повестей "Дневник кота-убийцы," впервые в этом издании объединенная под одной обложкой. Хотя главный герой, и он же рассказчик, — кот, на самом деле эта книга не про кошачью жизнь, а про самую что ни на есть детскую. На месте кота, оправдывающегося за всех убитых мышек, вполне можно представить себе подростка, которого не слышат взрослые, да и он их не очень. Но во-первых, это ужасно смешно написано, а во-вторых, все истории всегда заканчиваются ко всеобщему удовлетворению, то есть хорошо. Главное отличие нового издания — рисунки Алисы Юфа, питерской художницы с таким неповторимым стилем и ярким почерком, что из очень английского кота кот-убийца Таффи вдруг становится очень своим, как будто петербургским.


«Древние чудовища России. Палеонтологические истории для детей и взрослых» Антон Нелихов

Иллюстрации Андрея Атучина

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Давным-давно в ледяном оазисе на нынешнем севере России жили древнейшие моллюски — кимбернеллы. 500 миллионов лет назад их сменили чудовищные монстры размером не больше котенка, населявшие территорию современной Якутии. 300 миллионов лет назад на месте Москвы колыхались целые моря гигантских морских лилий. И так далее: доисторические пауки, костяные рыбы, волжские драконы, птерозавры, волгадрако и прочие невыдуманные животные, о которых вы даже не подозревали. Если вы по какой-то причине не хотите, чтобы ваш ребенок безумно увлекся палеонтологией, ни в коем случае не давайте ему книгу Антона Нелихова. Научный журналист и ценитель окаменелостей, Нелихов написал историю Земли, от которой совершенно невозможно оторваться: кипит лава, горит Земля, разливается Мировой океан и прыгают по Забайкалью кулиндадромеи.


«Мениньо» Исоль

Перевод с испанского С.Янг

Издательство "Ай"

Аргентинская писательница и иллюстратор Исоль — лауреат премии Астрид Линдгрен, также известной как "детская Нобелевка по литературе". Такая современная детская книга и иллюстрация до нас почти никогда не доходит, или появляется именно усилиями маленьких и смелых издательств. Мы в России слишком любим покрасивше, чтобы книги для малышей были переживанием скорее эстетическим и познавательным.  А Исоль, как до нее Соня Хартнетт или Китти Краутер, занимается, скорее, совме

стными с детьми переживаниями жизненных событий, в том числе и экстремальных: рождения, смерти, встречи с Богом. "Мениньо", рассказ о малыше, появившемся на свет — возможно, не самая красивая на свете книжка. Но в ней есть радостная правдивость — это книга одновременно о детском и родительском опыте. Мениньо — ребенок, появившийся ниоткуда, как загадка или чудо. Он ест, плачет, писает и какает, играет и растет. Вроде ничего особенного, но мы же, родители, помним, как это было удивительно, сложно и немного тревожно. В своей книге Исоль на собственном опыте рассказывает об этом детям — какие они чудесные и странные существа и что же в них такого особенного.


«Райми Найтингейл — девочка с лампой» Кейт Ди Камилло

Перевод с английского Ольги Варшавер

Иллюстрации Анны Павлеевой

Издательство "Махаон"

У Райми Найтингейл есть план — она собирается выиграть в конкурсе "Маленькая мисс Центральной Флориды", чтобы ее папа, сбежавший с гигиенистом-стоматологом, вернулся домой. Но история, конечно, оказывается совсем о другом — про семидесятые, про преодоление страхов, про внезапную спасительную дружбу трех совершенно разных девочек. В этой короткой книге так много произойдет, так много останется недообъясненным и столько всего автор подарит нам для будущих размышлений, что сюжет, честно говоря, уже и не имеет особого значения. Переводчик Ольга Варшавер, в очередной раз проделавшая здесь работу ювелирной точности, признается, что Ди Камилло — ее любимый детский автор. Эту большую любовь здесь очень хочется разделить, ведь в историях Кейт Ди Камилло есть все, ради чего мы вообще читаем книги: и свобода, и чудо, и грусть, и радость, и загадки, и приключения, и вневременность, и острая современность. Ей удается без всякой пошлости и фальши раз за разом напоминать читателю, что мир удивителен, разнообразен и полон чудес, стоит только замереть и перестать слышать собственное страдание.

Источник: chips-journal.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded