postmodernism

Categories:

«Финский Мунк» — удивительное искусство Хелены Шерфбек

Хелена Шерфбек — одна из самых известных художниц Финляндии — на удивление мало известна за пределами своей страны. Давайте познакомимся поближе с жизнью и творчеством женщины, которую называют «финским Мунком».

«Улыбающаяся девушка» (1921)
«Улыбающаяся девушка» (1921)

Она начинала в стиле французских натуралистов, таких как Жюль Бастьен-Лепаж, прежде чем стать одним из первых модернистов. По словам сокуратора показа Анны-Марии фон Бонсдорф, её иногда называют «финским Мунком», хотя она «обладает собственной индивидуальностью и не столь драматична, как её норвежский коллега». «Интимность и интерьерность» её работ роднит их, скорее, с меланхоличной грацией картин датского художника Вильгельма Хаммерсхёя.

«Дверь» (1884)
«Дверь» (1884)


«Девушка с белыми волосами» (1916)
«Девушка с белыми волосами» (1916)

Шерфбек была целеустремлённой, амбициозной, склонной к затворничеству, но в то же время — большой модницей. Вершина её творчества — автопортреты, которые она создавала на протяжении всей жизни, — стали исследованием смертности, что роднит художницу с Гойей, Рембрандтом, Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом.

«Девочка с голубой лентой» (1943)
«Девочка с голубой лентой» (1943)


«Автопортрет на черном фоне» (1915)
«Автопортрет на черном фоне» (1915)

Автопортрет 1915 года был заказан художнице главным финским музеем Атенеумом. Учреждение готовило выставку, в которой Шерфбек была единственной женщиной (она не была воинствующей феминисткой, но поддерживала избирательное право для женщин — Финляндия была первой европейской страной, которая предоставила женщинам такую привилегию). В получившейся картине художница сделала себе маску из румян и поставила рядом ярко-красный бачок для краски, а на фоне написала своё имя в стиле Гольбейна.

«Тишина» (1907)
«Тишина» (1907)


«Родственные черты» (1916)
«Родственные черты» (1916)

Хелена Шерфбек родилась 10 июля 1862 года в Хельсинки. Говорят, что её художественная жизнь началась, когда в возрасте четырёх лет девочка упала с крыльца дома и сломала бедро. Плохо сросшийся перелом оставил её хромой на всю жизнь, но во время выздоровления отец дал ей карандаши, и она начала рисовать (неправда ли, напоминает историю Фриды Кало?). Позже Шерфбек сказала: «Когда вы даёте ребёнку карандаш, вы даёте ему целый мир». 

«Девушка из Калифорнии» (1927)
«Девушка из Калифорнии» (1927)


«Мария» (1909)
«Мария» (1909)

Талант девочки обнаружил её учитель, когда ей было 11 лет. Она получила стипендию на обучение в школе рисования Финского художественного общества Хельсинки. Два года спустя умер от туберкулеза её отец. Семья никогда не могла похвастаться достатком — Сванте Шерфбек начинал как торговец, обанкротился и стал управляющим железнодорожной мастерской. Его смерть ещё сильнее подорвала бюджет семьи. Ольга, мать Хелены, брала постояльцев и шила, чтобы сводить концы с концами. Но она никогда не считала живопись подходящей карьерой для дочери. Поддержку юной Хелене оказывал только отец.

«Автопортрет в синем» (1912)
«Автопортрет в синем» (1912)


«Сорок лет» (1939)
«Сорок лет» (1939)

К счастью, помощь нашлась. Девушке была предоставлена дополнительная стипендия для обечения масляной живописи в академии немецкого художника Адольфа фон Беккера с 1877-го по 1880 год. В 1880-м 17-летняя Хелена написала картину, которая положила начало её карьере — «Раненый солдат на снегу», отличающуюся тщательно продуманным натурализмом. В то время военная тема без агрессивности была редкостью, а художницы-женщины чаще писали цветочные натюрморты.

«Раненый солдат на снегу» (1880)
«Раненый солдат на снегу» (1880)

У Шерфбек в правой части полотна можно разглядеть крошечные человеческие фигурки, но трудно сказать, они приближаются или удаляются. Говорят, она изобразила собственную ситуацию: учитель и старшие ученики уехали в Париж на выставку, оставив дома юную художницу, которой ещё рано было демонстрировать работы во французской столице. Но, в конце концов, благодаря этой картине, она получила грант от финского сената на поездку в Париж. 

«Портрет моего отца» (1943)
«Портрет моего отца» (1943)

Во время жизни в британском Сент-Айвсе Шерфбек написала свою самую известную работу «Выздоровление» (1888). Но предысторию этой картины она не желала рассказывать, и биографам пришлось немало потрудиться, чтобы раскопать её. Из семейных записей стало понятно, что между 1883-м и 1884 годами Хелену бросил возлюбленный. Он написал ей письмо о разрыве помолвки якобы на том основании,что она недостаточно сильна, чтобы вынашивать детей. Художница уничтожила письмо и попросила друзей сжечь всю переписку, в которой упоминался этот человек. Его имя не удалось восстановить, а сама Шерфбек так и не стала матерью.

«Выздоровление» (1888)
«Выздоровление» (1888)

Картина «Выздоровление» стала итогом душевных переживаний художницы. Маленькая девочка с растрёпанными волосами наклоняется вперёд в плетёном кресле, наполовину завернутая в простыню. На столе перед собой она держит в сине-белой кружке веточку с молодыми листьями. Тема картины — восстановление, а не отчаяние. Говорят, что шестилетняя девочка была невероятно активным ребенком, и её учитель был рад «предоставить» её Шерфбек для позирования. Современному зрителю полотно может показаться традиционным, но на первом показе в Финляндии оно было признано «слишком современным, недостаточно проработанным и слишком французским». Неудивительно, что французам оно понравилось: работа получила бронзовую медаль в Париже, и лишь потом её купил Атенеум. Сейчас это один из самых популярных экспонатов в музее.

«Рыжеволосая девушка» (1915)
«Рыжеволосая девушка» (1915)

В течение двух лет Хелена Шерфбек преподавала в школе рисования Общества искусств. Ученики ценили её, но самой художнице не нравилось учить, и в 1902 году она с облегчением переехала в город Хювинкяа, чтобы присматривать за матерью. Похоже, Ольга не испытывала сильной привязанности к дочери. На портрете 1903 года Шерфбек изобразила мать сидящей в кресле — эта картина похожа на полотно «Мать художника» Уистлера, которым она восхищалась, но не любила сравнений с ним.

«Мама за шитьём» (1903)
«Мама за шитьём» (1903)
«Моя мама» (1909)
«Моя мама» (1909)

Второй любовью в жизни Хелен Шерфбек (хотя никто точно не знает, как развивались их отношения) стал Эйнар Рейтер — писатель, лесник, художник-любитель и большой поклонник её работ. Ей было 52 года, когда они встретились,он был на 18 лет моложе. 

«На пристани» (1879)
«На пристани» (1879)



В 1918 году художница написала портрет Эйнара «Моряк» — одну из лучших своих работ помимо автопортретов. Она представила нам загорелого молодого человека с обнажённым торсом, вялым поворотом головы, раздвоенным подбородком и светлыми усами. Художники часто писали обнажённых женщин, но не чувственные портреты мужчины. Эта картина выставлялась в Финляндии лишь два раза в 1918 году — и ни разу больше при жизни Шерфбек.

«Моряк» (1918)
«Моряк» (1918)


«Смерть Вильгельма фон Шверина» (1927)
«Смерть Вильгельма фон Шверина» (1927)

Хелен оплатила Эйнару посещение норвежского санатория (финны в те времена были буквально одержимы оздоровлением в санаториях), и в поездке он обручился с молодой женщиной. Шерфбек едва пережила эту новость (она даже написала завещание). В конце концов они вновь подружились и она нарисовала второй портрет, который называется просто «Эйнар Рейтер». Усы и подбородок на месте, но глаза ничего не выражают — это просто два мертвых круга краски. «Моряк» пропал.

«Грабитель у ворот Рая» (1925)
«Грабитель у ворот Рая» (1925)


«Обувь для танцев» (1882)
«Обувь для танцев» (1882)

С возрастом Шерфбек всё больше стала ценить простоту. Некоторые её поздние натюрморты близки к абстракциям. В «Натюрморте с потемневшими яблоками» (1944) зрелость — это ещё не финал, плод справа уже стал чёрным: в этом есть красота жизни и смерти, неожиданный блеск. И довольно несложно связать эти картины с поздними автопортретами, которые художница писала, умирая от рака в санатории. Простота наиболее экстремальна и трогательна в её последнем автопортрете — угольном наброске, сделанном в 1945 году. Он напоминает резьбу по дереву: лицо представлено схематично, словно вырезанное ножом. Рот — одна линия, глаза нечитаемы: это финал, последний натюрморт. Хелен Шерфбек бросает вызов смерти, зная, что работа переживёт её.

«Натюрморт с потемневшими яблоками» (1944)
«Натюрморт с потемневшими яблоками» (1944)
«Автопортрет с красной точкой» (1945)
«Автопортрет с красной точкой» (1945)

Источник: artchive.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded