Постмодернизм в философии культуры Джеймисона — рассказывает философ Александр Павлов

Под постмодернизмом мы понимаем многое: стилистическое направление, движение в философии, социальной теории и некоторый исторический период, который связан с социальной философией. Автор, который связал термин «постмодерн» с состоянием эпохи и наполнил его социально-философским и культурным содержанием, был американский философ и литературовед Фредрик Джеймисон.

Изначально Джеймисон работал в сфере литературы: написал книгу про Сартра, одним из первых написал книгу, посвященную западным марксистам, тем самым, как говорит Перри Андерсон, показал, что западный марксизм, или неомарксизм, — это единый нарратив XX века. Исходя из своих представлений в области литературы, Фредрик Джеймисон переключился на культуру.

Важно помнить, что он был марксистом и его анализ постмодерна остается марксистским. Философ вписывается в долгую интеллектуальную традицию XX века, которую именуют западным неомарксизмом, что более широкий термин. Джеймисон обращается не столько к анализу самой экономики, что характерно для всего западного марксизма, сколько к анализу культуры. Культура является в марксистской философии надстройкой, то есть менее важной, чем экономика, но в неомарксизме культура оказывается более интересной и попадает в сферу интересов неомарксистов чаще, чем экономика. Экономика оказывается подчинена культуре. Джеймисон является одним из представителей этой великой традиции, которая была доминирующей и влиятельной в XX столетии.

Каковы главные интуиции, которые предложил Фредрик Джеймисон в отношении постмодерна? Однажды его попросили написать предисловие к английскому переводу книги Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна». Он изящным, элегантным способом в предисловии оспорил представления Лиотара о постмодерне, где выразил предположение, что постмодернизм может быть нарративом, который Лиотар опровергал: если термин появляется в начале XX века и доживает до начала 1990-х, то его можно назвать нарративом, описывающим состояние западной цивилизации.

Джеймисон одним из первых связал категории экономики и культуры, сказав, что культура есть экономика, а экономика есть культура. Он говорит, что раз все есть культура, то мы должны обратиться к ее анализу. Если мы посмотрим на то, какое сегодня имеют значение товары культурного потребления, то увидим, что все имеет экономическое измерение: компьютеры, телефоны, кофе, который мы выбираем, марка одежды — все это культурный и экономический выбор. По мнению Джеймисона, капитализм теперь распространился на всю культурную сферу. Если раньше с капитализмом могли заигрывать либо входить с ним в сложные противоречия богема или великие художники, то теперь капитализм поглотил всю культуру.

Еще один важный тезис состоял в том, что для постмодерна нехарактерно представление об иерархии: высокая культура, коммерческая или массовая культура. Вся культура была постмодернистской, поэтому высокая культура влияла на массовую и смешалась с ней. Джеймисон обращается к таким сложным вещам, которые требуют специальных знаний, как литература, архитектура, философия, кинематограф. В отличие от многих других авторов, которые специализировались на чем-то одном, он описал весь спектр искусств, которые составляли постмодерн, и выделил наиболее важные.

Самая неважная сфера культуры для Джеймисона была литература, где «не происходит ничего нового, лишь только пародирование, воспроизводство стилей прошлого и ничего больше». Самым важным на момент, когда Джеймисон делал свои открытия, была архитектура. Он говорил, что в архитектуре происходит все самое модное и популярное и именно архитектура отражает сегодняшнее состояние постмодерна.

До Джеймисона термин «постмодерн» использовал историк архитектуры и критик Чарльз Дженкс, на которого Джеймисон активно ссылается. Но Дженкс говорил только про архитектуру, что она представляет собой двойное кодирование, эклектику и демократизацию, но Джеймисон не ограничивал себя сферой архитектуры.

Вторым искусством эпохи постмодерна для Джеймисона является кинематограф. Модернистская культура касалась аудиального: опера, театр, классическая музыка. Искусство же постмодерна является визуальным и популярным. Еще один вид, который выделял Джеймисон, — это дизайн, реклама, видео-арт.

Помимо того что Джеймисон определил все сферы искусства, он выделил два признака постмодерна. Первый признак — это шизофрения, которую он использует не в медицинском, а в культурологическом плане, ссылаясь на Жиля Делёза и Феликса Гваттари либо на Жака Лакана. Для него шизофрения, которая отображает представления децентрированного субъекта эпохи постмодерна, заключается в том, что, потребляя информацию или познавая мир как нарратив и последовательность означающих цепочек, которые разрываются, вы превращаетесь в децентрированного субъекта. Вы теряете темпоральные представления о прошлом и настоящем, потому что для вас все является настоящим.

Чтобы было более понятно сказанное, Джеймисон в книге приводит пример из фильма Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» с Дэвидом Боуи. В фильме есть момент, когда Дэвид Боуи сидит и перед ним огромное количество различных телевизионных экранов, он одновременно пытается постичь и понять всю информацию. Децентрированный субъект эпохи постмодерна потребляет информацию таким же образом. Следует также отметить, что новое психическое состояние субъекта Джеймисон связывает с исчезновением аффектов: больше нет глубинных психологических переживаний.

Вторая категория, которая оказала влияние на последующую исследовательскую работу прежде всего в сфере cultural studies — это пастиш. Чтобы лучше понять, что это, можно прочитать книгу культуролога Ричарда Дайера «Пастиш». Фредрик Джеймисон был одним из первых, кто применяет эту категорию для описания культуры. Он говорит, что пастиш — это белая, бесцельная, пустая пародия, которая не имеет себе целью осмеяние. Это воспроизводство стилей прошлого. Смешение стилей не несет в себе ничего больше, то есть постмодерн не производит нового, но лишь копирует.

Пастиш и шизофрения являются двумя ключевыми признаками постмодерна для Джеймисона. Во время, когда он делал свои главные открытия, он предложил еще два термина: ностальгическое кино и ностальгия по настоящему. Эти термины связаны с признаком постмодерна: исчезновением историчности, утратой представлений о прошлом и будущем. В начале своей книги Джеймисон говорит, что «постмодернизм — это время, когда мы пытаемся мыслить исторически в эпоху, когда мы утратили историческое мышление». Поэтому ностальгическое кино не есть историческое.

Джеймисон показывает, как культура 1980-х воспроизводила на уровне стиля и уровне томления по прошлому американскую культуру 1950-х. В мультсериале «БоДжек» главный герой выразил эту идею блестящим образом, сказав следующее: «Мы ностальгируем по 1980-м, которые ностальгировали по 1950-м».

Это далеко не все, о чем говорит Джеймисон. В его тексте, который переведен на русской язык, есть много других блестящих примеров, прозрений и тезисов, которые тяжело уложить в одну лекцию.

Джеймисон напишет еще несколько текстов, посвященных постмодерну, они выйдут в книге 1998 года, и потом забросит этот термин. Позже он скажет: «Я жалею, что связался с этим термином, но, оглядываясь назад, понимаю, что не могло быть по-другому», чувствовалась некоторая усталость. Но что важно, в 2010 году в одной из публичных лекций он скажет, что постмодернизм все еще остается актуальным: не как доминирующий стиль в искусстве, но как доминирующая историческая категория, потому что поздний капитализм еще работает, а его культурной логикой по-прежнему остается постмодернизм, хотя мы можем наблюдать новые стилистические направления, о которых стали говорить теоретики постпостмодернизма.

Источник: postnauka.ru

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded