Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 1)

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 1)

Недавно я просил помощи в подборе фильмов о виртуальной реальности. Спасибо всем, кто откликнулся, вы мне серьёзно помогли. Буду очень благодарен, если, увидев новый для вас фильм по данной теме, вы сообщите мне об этом.

Я работаю над диссертацией по теме «Виртуализация человеческого бытия в образах фантастического кинематографа». Первый из написанных мною материалов - доклад «Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи» для прошедшей недавно конференции. Доклад обзорный и ознакомительный, первое прикосновение к теме. Текст получился достаточно большим для жж, потому разобью его на три части.

Первая - о корнях идеи виртуального, вторая - о классификации виртуализации, обзор фильмов - в третьей.

В настоящее время перед человечеством остро стоит проблема виртуализации бытия человека, как индивидуума и вида. Такому положению вещей способствует не только высокий уровень технологического развития, но также экономические и социальные особенности современного мира. У большинства населения планеты наблюдается изменение мировоззрения в отношении виртуального. Морально люди готовы к возникновению виртуальности, к виртуализации собственной жизни, и одна из главных заслуг в популяризации данных идей виртуальности принадлежит кинематографу – как одному из самых востребованных, а также наиболее технологичному из искусств, позволяющему создавать максимальный эффект присутствия в виртуальной реальности.

Несмотря на то, что человечество готово к появлению виртуальной реальности, а частично уже и массово пользуется такими её дарами, как электронная почта, безналичный расчёт, покупки через интернет и прочее, не существует исчерпывающего понимания того, что это такое. Между тем, задолго до его воплощения в жизнь появление виртуального предсказывали различные творцы художественными средствами. Произведения искусства любого жанра и вида являются в какой-то мере объектами виртуализации пространства. Однако из всех искусств именно кино находится наиболее близко к полноценному воплощению виртуальной реальности. Именно поэтому кажется наиболее интересным исследовать, каким образом презентуется идея виртуальности в кинематографе.

Надо отметить, в определённом смысле виртуализация была знакома человечеству уже давно, несмотря на то, что сам термин «виртуальная реальность» впервые был использован в конце 70-х годов прошлого столетия.

В философию термин «виртуальное» введён Фомой Аквинским в XIII веке, в работе «Сумма теологии». Примером употребления им данного термина может быть его суждение о богословии: «И это ясно также из начал этой науки (которые суть вероучительные догматы), которая относится к Богу; но субъект начал и всей науки – одно и то же, поскольку вся наука виртуально содержится в началах». Таким образом, изначально слово «виртуальное» употреблялось в значении «потенциальное»: начала науки содержат в себе все её выводы в той мере, в какой причина содержит следствие. Позже данный термин стал применяться, как синоним слов «недействительное», «иллюзорное», «искусственное». Само понимание виртуальности (т.е. нереальности) сущего, пусть и без использования данного термина, занимало философов давно.

Например, ещё Платон в своей теории идей говорил о двух уровнях реальности – мире вещей и мире идей. При этом материальный мир он определяет, как ненастоящий, являющийся лишь искажённым отражением мира идеального, подлинного. Рене Декарт в трактате «Первоначала философии» также подвергал сомнению реальность мира материи, единственной подлинной реальностью объявляя реальность сознания (мышления): «Положение: «Я мыслю, следовательно, я существую» – первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования. Из этого мы познаём различие между душой и телом, или между вещью мыслящей и телесной». Иммануил Кант определил невозможность постижения человеком подлинной реальности, которая скрыта от разума органами чувств, лишь через призму которых доступна информация о сущем. Потому реальность как таковая является миром ненастоящим, увиденным и воспринятым необъективно, тем, который каждый сам себе создаёт.

Как видим, вопрос о подлинности и виртуальности сущего волновал философов всегда.

Tags: виртуальность
Subscribe

Posts from This Journal “виртуальность” Tag

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 7
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments