

















Про последний фильм Финчера говорить не хочется совсем. Не оттого, что фильм плох, наоборот, «Комната страха» - редкий в наше время чистейший образец на совесть сработанного триллера. Просто случайно оброненное слово грозит разрушить блестяще снятую оператором Конрадом Холлом-младшим картинку, как ни к селу, ни к городу вылезшая нитка превращает тщательно связанный свитер в неаппетитную шерстяную путаницу. Тем, кто отважится провести два часа в герметично закупоренной «Комнате» (экранное время тождественно реальному), я бы посоветовала не смотреть рекламных трейлеров и не читать рецензий. Вот тогда-то вы поймете, что почувствовали свежеразведенная Мег Олтман и ее дочка Сэра, вселившись в начиненный скрытыми камерами особняк из коричневого кирпича в самом центре Нью-Йорка. И отчего в первый же вечер двум хрупким особам пришлось запереться в комнате с металлическим полом трехфутовой толщины. И почему, собственно, на руке дочери тикает зловещий измеритель уровня сахара в крови. И что станет с Джуниором, Бернхемом и Раулем - незваными гостями на новоселье Мег. Чтоб несколько прояснить ситуацию, могу лишь сказать, что маме с дочкой придется несладко - в прямом и переносном смысле этого слова. Стоит ли говорить, что все кончится хорошо - и плохо одновременно?
Финчер опять швырнул зрителям зловещую головоломку, где обреченная на медленную смерть девочка помнит наизусть названия альбомов группы «Битлз» и умеет фонариком подавать сигнал SOS, потому что прилежно смотрела «Титаник». Из «Бойцовского клуба» в «Комнату» перекочевали нешуточные урбанистические страхи и финальный вывод: помощи в современном обществе ждать неоткуда. Можно только радоваться, что Николь Кидман, первоначально приглашенная Финчером на роль Мег, сошла с дистанции: неизменно взвинченная Кидман слабо похожа на человека, способного продержаться в замкнутом пространстве хотя бы полчаса. Зато Фостер - безусловно, да. Она будто создана для этой роли. Мать-одиночка не только в фильме, но и в реальной жизни, Фостер убедительно крушит камеры и в непостижимом прыжке кидается под кровать, дабы спасти себя и своего ребенка от нежданной напасти. Напряжение в кадре не ослабевает ни на секунду, за что еще раз спасибо Холлу-младшему, опять же вышедшему на замену - вместо Дариуса Хон-джи, начинавшего снимать «Комнату». В нее входишь под зловещую музыку Говарда Шора, приправленную леденящими душу титрами, и два часа борешься за собственную жизнь. А за пару шагов до выхода попадаешь в декорации финальной сцены хичкоковского «Окна во двор» и видишь, как ветер несет по воздуху несбывшиеся мечты рваными клочками устаревших облигаций.
Светлана Рейтер (журнал Premier, май 2002)
Режиссер: Дэвид Финчер (David Fincher)
В ролях: Джоди Фостер (Jodie Foster), Кристен Стюарт (Kristen Stewart), Форест Уитекер (Forest Whitaker), Дуайт Йокем (Dwight Yoakam), Джаред Лето (Jared Leto), Патрик Буше (Patrick Bauchau), Энн Магнусон (Ann Magnuson), Йен Бьюкэнэн (Ian Buchanan), Эндрю Кевин Уолкер (Andrew Kevin Walker), Пол Шульц (Paul Schulze).
Journal information