Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Category:

«Венера в мехах» Романа Полански

«Венера в мехах» Романа Полански

Наверное, впервые за всю свою карьеру Эмманюэль Сенье, жена Романа Полански, получила роль, которая позволила ей разгуляться на полную катушку. Разделив экранное время вместе с Матьё Амальриком, который внешне напоминает самого режиссёра, так что можно считать его альтер-эго, два этих актёра превратили фильм в театр двух актёров. И этот спектакль на двоих сыгран блестяще.

Интересна бесконечная матрёшка интерпретаций-ларчиков, которые открываются, вытаскивая наружу всё новые и новые смыслы. Первая и самая большая из них - знаменитая повесть «Венера в мехах», написанная Леопольдом фон Захер-Мазохом в 1869-м году, и ставшая библией/гимном/культовым произведением для мазохистов (от фамилии автора и пошло название этой сексуальной девиантности). Фильм Поланского не является экранизацией в прямом смысле, это рассказ о попытке поставить произведение Захер-Мазоха в театре начинающим режиссёром и драматургом. Он ищет актрису на главную роль и назначает прослушивание, на которое приходит, изрядно опоздав, героиня Сенье. В театре уже никого не осталось, лишь раздражённый автор, так и не нашедший своей актрисы, а тут ещё пришла какая-то хабалка, чавкающая жвачкой, надувающая пузыри и понятия не имеющей, какую роль ей предстоит играть.

Далее следует череда перевоплощений: хабалка превращается в Ту Самую Актрису, режиссёр - в актёра, актриса - в богиню и госпожу, актёр - в раба, Сенье - в Венеру, Амальрик - в Захер-Мазоха, и во всём этом безумии (а это безумие, можно даже не сомневаться!) явственно ощущается, практически осязается, устойчивый вкус Полански. Его мистицизм и посюсторонность, его абсурдизм и жуть (та почти классическая готика, которая должна смешить своей старомодностью, но вопреки этому, пугает, вероятно своей аутентичностью), его средневековость, которая чувствуется в каждой, даже снятой в современных декорациях картине, его очень своеобразный юмор, более глубоким, чем просто анекдот, каламбур, прикол или глум, тот самый юмор, в котором лишь доля шутки - всё остальное по-звериному серьёзно.

Это самый настоящий Полански, в лучшем своём проявлении, доведённый камерностью до абсолютного состояния. И в этом состоянии он удивительно созвучен с Вуди Алленом, если не знать наверняка - можно ошибиться в идентификации режиссёра ленты. Единственное отличие - Полански жестче.


Tags: Роман Полански, сразу после просмотра
Subscribe

Posts from This Journal “сразу после просмотра” Tag

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments