Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Заключительная часть доклада. Вот первая и вторая части.

Массовая культура приняла киновизуализацию компьютерной виртуализации на ура и в сознании рядового обывателя, благодаря таким кинохитам, как «Матрица», «13-й этаж», «Хакеры», «Джонни-мнемоник», «Призрак в доспехах», «Авалон», «Нирвана», виртуальная реальность напрямую связана с компьютерными технологиями. Но и в докомпьютерную эпоху вопрос реальности бытия волновал человечество. Поэтому отдельный интерес вызывает то, каким образом виртуализация бытия была оформлена в докомпьютерном кинематографе. Рассмотрим ряд картин, которые наглядно демонстрируют, каким образом мог быть воплощен процесс виртуализации в эпоху без компьютеров.

В 1969 году выходит в кинопрокат лента американского режиссёра Джека Смайта «Человек в картинках», поставленная по рассказам Рэя Брэдбери. Фильм основан на четырёх новеллах, одна из которых – «Вельд» – рассказывает о семье, живущей в доме с особой детской комнатой. В выключенном состоянии – это пустая комната, а включенной она виртуализирет фантазии детей. Оборудованная специальной техникой, обеспечивающей цветное объемное изображение, трансляторами психозаписи (улавливаются телепатические эманации и на их основе создаются те картины, которые хочется видеть пользователю), стереозвука и одорофонами (обеспечивают обонятельную информацию); она создаёт полный эффект присутствия в фантазиях. Считается, что это полезно для развития детей, которых в семье двое. Однажды родители замечают, что дети слишком много времени проводят в детской, и, заглянув туда в отсутствие своих отпрысков, наблюдают картину из жизни африканских львов, настолько реалистичную и детализированную, что взрослые начинают беспокоиться. В итоге всё кончается печально, виртуальные львы становятся причиной гибели неугодных детям родителей.

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Фильм поднимает множество проблем, с которыми пришлось столкнуться спустя почти полвека после его создания. Одна из них – распространённый в наше время синдром интернет-аддикции, когда пользователи глобальной сети не хотят выходить из неё, постоянно желают находиться на связи со своими подписчиками в социальных сетях, пренебрегая реальностью вне интернета. Это не придуманный фантастом недуг, а реальная угроза, которая подпитывается всё усиливающимся процессом виртуализации.

Прозорливость Брэдбери заметна и в другом фильме, снятом ранее, в 1966 году, по его другому произведению. Это лента «451 градус по Фаренгейту» французского режиссёра Франсуа Трюффо. Антиутопия о мире, в котором запрещена литература, иллюстрирует виртуализацию бытия посредством телевидения. Оно полностью заменяет супруге главного героя повседневную реальность. Каналы постоянно транслируют в прямом эфире нескончаемое ток-шоу с интерактивным эффектом присутствия. Телезвёзды становятся зрителю ближе родственников, практически членами семей. Следует признать, что наихудшие опасения авторов фильма сбываются, учитывая, каким образом развивается современное телевидение и интернет. Образовательный потенциал этих каналов коммуникации практически сведён на нет, в основном используется развлекательное направление, которое формирует потребителя, а не человека думающего или созидающего. Юмор низкой пробы, насилие, сексуальные мотивы – используется то, что гарантированно найдёт отклик у толпы.

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Менее пессимистичен советский кинематограф. Кинодилогия режиссёра Ричарда Викторова, состоящая из фильмов «Москва – Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974), демонстрирует прямо противоположный эффект от комнаты отдыха, аналогичной детской комнате из «Человека в картинках». Эта комната установлена на звездолёте и используется для расслабляющего времяпровождения во время длительного космического путешествия в другую Галактику. Она действительно приносит пользу, психологически разгружая экипаж, вынужденный проводить долгое время в ограниченном пространстве космического корабля. Интересно, что физическое воплощение обстановки и предметов виртуализации в советской картине – данность, задуманная конструкторами и обеспеченная технически (герои ушибаются о скульптуру, мокнут в воде, окунувшись в ванну), а в американской ленте – дефект, который приводит к трагическим последствиям (львы иллюзорной Африки оказались живыми). Виртуализация в лентах Викторова достигается путём создания настоящего леса, пустыни или какого-либо иного места в ограниченном помещении, а виртуализация Смайта – иллюзия, случайно ставшая физически реальной.

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Идея использовать виртуализацию в развлекательной индустрии великолепно воплощена и в картине «Мир Дикого Запада» (1973) Майкла Крайтона. Аттракцион, аутентично воплотивший на многоакровом участке земли эпоху Фронтира – затея масштабная и амбициозная. Конечно, принёсшая своим создателям огромные прибыли. Позднее Крайтон модифицировал идею и придумал ещё один всемирно известный парк развлечений – «Парк Юрского периода», вместо ковбоев населив его динозаврами.

Виртуализация человеческого бытия в образах кинематографа докомпьютерной эпохи (часть 3)

Стоит отметить, что виртуализация докомпьютерной эпохи имеет одну отличительную особенность – в её пространстве люди находятся физически, в то время как киберспейс (термин, обозначающий глобальное виртуальное пространство, созданное посредством компьютеров, впервые введён в обиход писателем Уильямом Гибсоном в 1982 году) пользователи посещают мысленно, вступая в нейронную связь с кибернетическими устройствами. До сих пор такого рода связь остаётся фантастическим допущением, несмотря на то, что глобальная компьютерная сеть, предсказанная фантастами в конце 70-х годов прошлого столетия, уже существует.

Подводя итог своему обзору, хочется обратить внимание на следующие аспекты:
во-первых, деятели докомпьютерного кинематографа рассмотрели не только развлекательный потенциал виртуализации, но и практическую пользу, сейчас использование виртуализации гораздо шире самых смелых прогнозов – электронные финансы, интерактивные конференции, облачные хранилища информации, это и многое другое уже воплощено, интегрировано и является незаменимым элементом бытия современного общества;
во-вторых, современники рассмотрели не только развлекательный потенциал виртуализации, сейчас использование виртуализации гораздо шире самых смелых прогнозов – электронные финансы, интерактивные конференции, облачные хранилища информации, это и многое другое уже воплощено, интегрировано и является незаменимым элементом бытия современного общества;
в-третьих, несмотря на наиболее полную реализацию потенциала виртуализации в компьютерной её разновидности, не стоит списывать со счетов виртуализации творческую, биохимическую и технологическую, существует множество областей человеческой деятельности (от лечения психических заболеваний до тренировки специалистов узкой направленности), в которых они с успехом применяются.

Книгу 451 градус по Фаренгейту можно купить в Лабиринте.

Tags: виртуальность, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “виртуальность” Tag

promo postmodernism may 3, 2015 22:02 8
Buy for 30 tokens
Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем —…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments